Город Самарские музеи: в тени КРЦ

Самарские музеи: в тени КРЦ

У музеев в Самаре есть сегодня только два пути: приходить в запустение или отдавать свои площади под коммерческие выставки. При этом более рациональный второй вариант может рано или поздно привести к тому, что государство просто снимет со своего баланса данную некоммерческую организацию. Последствия закрытия государственного финансирования предугадать несложно.

Не каждый современный ребенок, как впрочем, и не каждый житель Самары может похвастаться тем, что в детстве его водили в Самарский областной художественный музей, музей им. П. Алабина (бывший мемориал В.И. Ленина), в том числе и особняк Курлиной, Краеведческий музей, музей А. Толстого, Литературный музей, музей ПУРВО или музей города Самары.

В 90-е годы эти, как правило, федеральные и муниципальные учреждения теряли государственную поддержку в виде льгот, гарантированных посетителей, помощи в поддержании и обновлении фондов, повышения квалификации сотрудников, проведении образовательных программ на базе музеев. Единственный образовательно-развлекательный проект, связанный со школьниками в СОХМ – это партнерские отношения с самарским муниципальным университетом Наяновой, учащиеся которого посещают специальные мастер-классы и лекции по искусству и мировой культуре. Однако эта возможность доступна только учащимся данного заведения. Почему же остальные дети выключены из культурного пространства?

До «перестройки» водить детей в музеи было гораздо дешевле. Тогда в Куйбышеве не было такого объема конкурентов-коммерсантов, какие главенствуют на рынке культурных продуктов сейчас. Основной их товар — развлечения уровня шоппинг-центров. Семьи с небольшим доходом далеко не всегда имеют стимул водить детей по музеям, театрам и концертам классической музыки.

Сегодня музеи пустеют. Музей им. П. Алабина вынужден сдавать часть своей площади в аренду под коммерческие, чаще всего, промышленные выставки. Благодаря этому ему удалось поднять оклады сотрудникам и обновить фонды.

Не совсем удачный пример того, как проблемы некоммерческих организаций сферы культуры решается за рубежом. Метрополитен Мьюзием сдает большую часть площади под дополнительные сервисы: продажу сувениров, кафе и многие прочие отрасли. Однако, США имеет иную культурную политику, которая не поддерживает некоммерческие учреждения, в том числе, учреждения культуры. В России ситуация иная.

Государство выдает средства и льготы, планируя бюджет совместно с директорами государственных НКО (некоммерческих организаций). Как только директора музеев вводят дополнительные сервисы – появляется нулевой баланс, о прибыли здесь речи не идет. При этом часть государственных средств остается незадействованной. В соответствии с этим, государство постановляет выдать музею на соответствующую сумму меньшие средства на следующий год, снимая НКО со своего баланса.

Самарский художественный музей (СХМ) пошел по другому пути, столь же рискованному, как и путь музея им. П. Алабина. Не имея достаточного финансирования даже для хранения и экспозиции, а тем более и для расположения дополнительных сервисов, площадей, СХМ призвал на помощь Совет Попечителей, который теперь имеет право «заказывать музыку».

Однако, в художественном музее есть и другие проблемы. Эксперты в выставочной и музейно-выставочной деятельности заявляют, что залогом процветания музея является правильно выстроенная маркетинговая стратегия и адекватный менеджмент. Музей – априори убыточное заведение, это не тиражирующие свою продукцию кинотеатры. В нем нет резерва. В музее с шедевра нельзя сделать копии и продать под тем же соусом, что и оригинал. Обновление коллекции требует больших вложений в сами экспонаты, в их обслуживание и содержание и продвижение.

СОХМ долгие годы ютился в небольшом помещении в здании Самарского академического театра оперы и балета, потом усилиями Аннеты Яковлевны Басс получил здание, построенное в начале ХХ века для Волго-Камского банка. В него более 15 лет назад переехала коллекция XVI–XIX вв. и известная коллекция русского авангарда, которая и сделала имя музею. На данный момент в здании театра идет ремонт, а фонды приходится хранить, уменьшив выставочное пространство, а это значит, что уменьшается количество и разнообразие выставок.

Кроме того, музей обременен значительными тратами на содержание здания и оснащения, которое требуется для работы, в том числе, систематизации данных, экспонирования и хранения.

Музеи Самары, как и многие другие учреждения культуры, работают на ее имидж, на то, чтобы Самару называли Жемчужиной Модерна или Волжской Швейцарией, но никак не милитаристским именем Запасной столицы или бывшим центром военной промышленности, Куйбышевом, главной достопримечательностью которого является бункер Сталина.

Музеи находятся в тяжелой ситуации из-за неопределенности культурной политики, перекрывающей кислород и не предлагающей достойной альтернативы, из-за нехватки профессиональных менеджеров и пиарщиков, разбирающихся в музейно-выставочной деятельности, и, наконец, из-за банального социального хладнокровия.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Рекомендуем
Объявления