За прошедшую неделю в Самарской области 18 человек заболело так называемой мышиной лихорадкой. Специалисты прогнозируют, что количество больных возрастет. Распространению смертельно опасной заразы способствует небывалый «демографический взрыв» в стане разносчиков инфекции – мышей и прочих мелких грызунов.
32-летний Илья Баранов поехал с друзьями в лес на шашлыки. В осенней чаще он собирал ветки для костра. Потом, не помыв руки, разделил трапезу с коллективом.
Через полторы недели у Ильи резко поднялась температура. Сильно болела голова, ломило спину. Ему повезло – он вовремя обратился к врачу. Медики констатировали: Илья подхватил в осеннем лесу геморрагическую лихорадку с почечным синдромом (ГЛПС), в простонародье – мышиную лихорадку.
Это заболевание переносят мелкие млекопитающие. Они являются превосходными распространителями заразы. Инкубационный период лихорадки – от четырех до 45 дней. Все это время болезнь протекает бессимптомно. Затем внезапно повышается температура – до 38-40°С, возникают сильные головные боли, тошнота, рвота. Симптомы зачастую напоминают признаки простудных заболеваний, что таит в себе большую опасность.
Болезнь бьет, в первую очередь, по почкам. Среди других последствий медики называют также нарушения потенции.
Илье Баранову повезло – он остался жив. Серьезных последствий для его здоровья не наступило. Но урок он получил – теперь при выездах за город Илья всегда соблюдает правила личной гигиены.
А вот история 54-летней Валентины Никоновой (фамилия изменена – авт.) окончилась трагично. В прошлом году женщина, будучи на даче, съела огурец с грядки. Далее все по сценарию – высокая температура, слабость, ломота, рвота. Валентина не придала особого значения недомоганию, списав его на обычное отравление. Когда ее муж забил тревогу, было уже поздно – женщина умерла в больнице.
Болезнь передается с частичками слюны или помета грызунов-носителей. Близкий контакт с мышью не обязателен – достаточно вдохнуть воздух, в котором содержатся мельчайшие частицы ее выделений. В группе риска – дачники и любители выездов на природу. Стоит отметить, что лихорадка не передается от человека к человеку.
В 2008 году в популяциях грызунов наблюдается «бэби-бум» – количество мышей резко возросло по сравнению с предыдущими годами. Такой «демографический взрыв» в мышином царстве не может не сказаться на росте заболевших ГЛПС.
«Мышей очень много. Заболеваемость растет и будет расти. С начала 2008 года зарегистрировано уже 103 случая заболевания. За аналогичный период прошлого года было всего 58 случаев», – сообщила 63.ru врач-эпидемиолог областного Роспотребнадзора Наталья Трушкина. Она советует: «Нужно мыть руки. За городом, на природе, перед тем как поесть или покурить – обязательно мыть!» Но стоит помнить, что болезнь передается и воздушным путем, поэтому врачи рекомендуют в потенциально опасных условиях защищать органы дыхания влажной марлевой повязкой.
В губернии и раньше наблюдались всплески рождаемости мышей. И почти всегда они несли с собой вспышки ГЛПС. В постсоветской истории самая большая из них, по информации ученых, была зафиксирована в 1997 году. Но экологи утверждают, что нынешний мышиный «бэби-бум» не похож на предыдущие. Он имеет свои особенности, причем довольно странные.
«Во-первых, вспышка численности мелких млекопитающих произошла в нетрадиционных для этого районах – в южной и восточной частях Самарской луки. Аномально высокая численность наблюдается и в районе левобережья. Причем здесь главный вклад вносят вовсе не те виды, которые играли главную роль раньше, – на первом месте по численности в этом году серая полевка», – сообщил 63.ru сопредседатель Международного социально-экологического союза Сергей Симак. Эколог уже много лет отслеживает численность грызунов в губернии. Аномальный всплеск численности переносчиков ГЛПС он связывает с «кардинальной трансформацией экосистем», происходящей из-за изменений климата. «Я думаю, что это только начало. В ближайшие годы, вполне вероятно, природа преподнесет нам еще много сюрпризов», – заключает Сергей Симак.