За последние четыре месяца цены на бензин в губернии незначительно снизились. Согласно данным, обнародованным Самарским управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС), в среднем топливо подешевело на 6-10%. Эксперты прогнозируют, что существенного снижения цен до конца года ожидать не стоит.
Самое значительное снижение цен на бензин, согласно данным УФАС, наблюдается на автозаправках Татнефти в Тольятти. По сравнению с августом 2008 года литр 95 стал дешевле на 9,62%, 92 – на 10,40%.
Больше всего снизилась цена бензина А-76. Примерно такая же динамика наблюдается на тольяттинских заправках «ВИС-Сервис» и самарских станциях «Витязи» и Роснефть. Из общей тенденции выбивается ЛУКОЙЛ – 95 и 92 бензин на АЗС этой компании стали дешевле всего на 1,18% и 1,22% соответственно. Цены на А-76 и дизельное топливо на заправках ЛУКОЙЛа остались на прежнем уровне. На момент сдачи материала УФАС не смогло предоставить 63.ru информацию о том, будут ли приниматься какие-либо меры в отношении ЛУКОЙЛа.
Однако рядовые водители не почувствовали серьезного снижения цен. Самарский автолюбитель Илья Соколов заправляется 95 бензином на АЗС Роснефти и ЛУКОЙЛа. «При том, что я езжу очень мало, в день уходит по 200 рублей. За последние две недели бензин у Роснефти «упал» на два рубля, у ЛУКОЙЛа – на один. Естественно, такое снижение не особо заметно», – говорит Илья Соколов.
По данным министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, за прошедшую неделю, с 15 по 21 ноября, цены на бензин снизились в среднем на 30-40 копеек. Розничные цены на бензин Аи-92 на АЗС Самары колеблются от 21,4 рубля за литр до 22,9 рубля, Аи-95 стоит от 22,7 до 23,9 рубля за литр, дизельное топливо – от 22 до 23 рублей.
Президент самарского городского правозащитного автоклуба «Самара 63» Татьяна Васильева уверена, что цены на бензин в настоящее время сильно завышены. «В США бензин стал существенно дешевле. Литр топлива в пересчет на российские деньги там теперь стоит 15 рублей. Мы считаем, что имеет место картельный сговор, так как все находится фактически в одних руках. ФАС пытается воздействовать на ситуацию, но этих мер недостаточно», – полагает Татьяна Васильева.
Напомним, в октябре ФАС потребовала снижения цен на нефтепродукты от семи крупнейших российских нефтяных компаний – ЛУКОЙЛа, Газпромнефти, Роснефти, ТНК-ВР, Сургутнефтегаза, Татнефти и НК «Альянс». ФАС указывала, что оптовые цены на бензин и авиакеросин в США и ЕС за сентябрь снизились существенно сильнее, чем в России. Неприведение цен в соответствие с рыночной ситуацией может быть основанием для возбуждения антимонопольных дел, предостерегла ФАС.
Однако эксперты считают, что ситуация на мировом рынке нефти не связана напрямую с ценами на бензин внутри страны.
«Безусловно, снижение цен на нефтепродукты не сопоставимо с динамикой цен на нефть, которые за рассматриваемый период снизились более чем в два раза. При этом в условиях практически монополизированного во многих регионах рынка снижение могло бы быть и меньшим, если бы не давление со стороны ФАС», – считает аналитик ИК «Финам» Айгюль Зиянгулова. Впрочем, по ее мнению, позицию службы нельзя назвать непримиримой.
«Дело в том, что ФАС понимает, что давление на нефтяников с требованием снизить цены до более или менее рыночного уровня может привести к сворачиванию их инвестиционных программ. Необходимые для их поддержания средства сейчас в значительной степени получаются на внутреннем рынке», – полагает аналитик.
С другой стороны, по словам Зиянгуловой, отдельные показательные процессы вполне вероятны, в частности в отношении компаний, которые снижают цены наиболее низкими темпами. «При этом существенного снижения цен на топливо к концу года ожидать не стоит. Например, нефть все еще дешевеет, а в Москве начинаются обратные процессы – на АЗС поднимаются цены на бензин», – считает Айгюль Зиянгулова.