В Самаре уничтожено здание бани купца Лебедева, которое являлось объектом культурного наследия регионального значения. Снесла здание частная фирма, владевшая им. Отметим, что по российским законам снос подобного объекта «стоит» всего 200 тысяч рублей. Эксперты считают, что в год в столице губернии уничтожается до 30 памятников архитектуры регионального значения.
В государственный список объектов культурного наследия здание, расположенное на улице Арцыбушевской, было включено в конце 2007 года по результатам государственной историко-культурной экспертизы. Соответствующий приказ был подписан министром культуры и молодежной политики Самарской области Ольгой Рыбаковой.
Однако после внесения в список защищаемых государством объектов здание 1912 года постройки просуществовало чуть больше года. На текущей неделе, со 2 по 3 марта, оно было снесено работниками строительной компании «Время Плюс».
Ранее, в феврале прошлого года, прокуратурой Ленинского района Самары в адрес директора ООО «Время плюс» Александра Кузнецова было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Дело в том, что руководитель фирмы не оформил охранное обязательство на здание. «Таким образом, ООО «Время плюс» было известно о том, что указанный объект является объектом культурного наследия регионального значения. По факту уничтожения объекта прокурором района инициирована проверка в порядке уголовно-процессуального законодательства», – считают в облпрокуратуре.
В том случае, если уголовное дело будет все-таки возбуждено, его владельцу грозит штраф до 200 тыс. рублей или лишение свободы до двух лет. Именно такое наказание предусмотрено ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»).
Помимо прокуратуры, по факту сноса здания проверку проводит и областное управление Россвязьохранкультуры. «Сейчас мы выясняем, что послужило причиной уничтожения объекта. Задаем вопросы собственнику. Но о результатах проверки говорить пока рано», – сообщил 63.ru начальник отдела охраны культурного наследия управления Дмитрий Лакоценин.
Отметим, что сейчас в реестре охраняемых памятников архитектуры числится 82 здания. В то время как в прежнем реестре было зарегистрировано более тысячи объектов. Количество зданий становится все меньше: их сносят собственники или они уничтожаются в результате пожаров.
По словам господина Лакоценина, нынешнее положение дел может исправить принятие изменений в градостроительную документацию – в правила землепользования и застройки. Дело в том, что карта охранных зон последний раз разрабатывалась в 1993 году и значительно устарела. Часть памятников была утеряна, часть отреставрирована, некоторые дома были «вновь выявлены». Для того чтобы сохранить наследие Самары, к правилам будут разрабатываться специальные приложения.
Одно из них – карта охранных зон. «При наличии правил и расписанных охранных обязательств ни один собственник не сможет уничтожить памятник архитектуры или использовать его не по назначению. В правилах будет четко определено, как можно использовать это здание. Любые другие действия станут прямым нарушением закона. Приобрести памятник архитектуры сможет только серьезный инвестор, которому небезразлична история города», – считают в мэрии Самары.
Однако, по мнению руководителя самарского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игоря Субботина, только время покажет, будут ли реально работать новые правила землепользования и застройки. «А пока проблема остается для города одной из самых актуальных. Здания сносятся регулярно и абсолютно безнаказанно, старая Самара постепенно уничтожается. По нашим оценкам, в столице области уничтожается не менее 30 памятников культуры регионального значения в год. На государственном уровне проблема не решатся, все отдано на откуп властям на местах. Областное министерство культуры и молодежной политики при любой горячей ситуации уходит «в тень», к тому же оно наделено недостаточными полномочиями. Вот и получается, что на государственном уровне охраной памятников регионального значения никто не занимается. Что касается конкретного случая со сносом здания бани купца Лебедева, считаю, что правоохранительные органы отреагировали по формальному признаку. То есть только тогда, когда объект культурного наследия был уничтожен», – говорит Игорь Субботин.
Фото: Фото с сайта Рicasaweb.google.com