19 марта 2009 года в соответствии с утвержденным председателем Национального антитеррористического комитета планом проведения антитеррористических учений на 2009 год, проведено командно-штабное учение по теме «Организация и проведение мероприятий по пресечению террористического акта на объекте массового пребывания людей». В качестве объекта учения была определена Самарская областная клиническая больница им. Калинина.
В ходе учений осуществлена проверка готовности выделенных антитеррористических сил и средств к выполнению поставленных задач в условиях проведения контртеррористической операции на объекте массового пребывания граждан.
Учение проводилось под руководством оперативного штаба в Самарской области с привлечением руководящего и оперативного состава УФСБ по Самарской области, ГУВД по Самарской области, СУВДТ, ГУ МЧС России по Самарской области, Центра специальной связи и информации ФСО России в Самарской области, Отдела ФСБ России по 2 ОА, ОТРПК «Поволжье» ПУ ФСБ России по Саратовской и Самарской областям, бригады ВВ, ГУ ФСИН РФ по Самарской области, органов местного самоуправления, руководства СОКБ им. Калинина.
Справка
В результате учений повышен уровень профессиональной подготовки руководящего состава привлекаемых к учению ведомств и организаций по пресечению, локализации и минимизаций последствий террористического акта, осуществлена проверка состояния антитеррористической защищенности объектов больницы им. Калинина.
10 марта 2009 года исполнилось 3 года с момента вступления в силу указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», определяющим порядок и принципы формирования на территории Российской Федерации общегосударственной системы предупреждения и пресечения террористических угроз. Этим же указом образован Национальный антитеррористический комитет и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации. По-новому стали осуществлять свою деятельность антитеррористические комиссии.
Практический опыт работы свидетельствует о том, что Национальный антитеррористический комитет является эффективным государственным инструментом, способным комплексно решать задачи по противодействию терроризму, задействуя весь имеющийся потенциал федеральных органов исполнительной власти.
В 2008 году сохранялся высокий уровень террористических угроз на территории России, которые по-прежнему были связаны с деятельностью бандформирований и законспирированных религиозно-экстремистских структур в Северо-Кавказском регионе, а также с активизацией неонацистских молодежных группировок, использующих тактику насильственных экстремистских действий.
В целях противодействия террористическим вызовам силовыми структурами и оперативными штабами (ОШ) в субъектах Российской Федерации в ЮФО в 2008 году проведено 29 контртеррористических операций (КТО). При оказании вооруженного сопротивления уничтожены 243 боевика, в том числе 23 бандглаваря. Задержано 576 активных членов бандгрупп и их пособников, 106 лиц склонено к отказу от противоправной деятельности. Выявлено 640 схронов с оружием и баз боевиков, из которых изъято 1407 единиц стрелкового оружия, 2401 кг взрывчатых веществ и 454 самодельных взрывных устройства.
Всего в 2008 году на территории Российской Федерации выявлено и пресечено 104 преступления террористического характера, половину из которых главари банд планировали совершить в местах массового пребывания людей. В частности, в июле-августе пресечена попытка главаря террористов Д.Умарова и эмиссара «Аль-Каиды» Моганнеда организовать теракты на курортах городов Сочи и Анапа с применением мощных самодельных взрывных устройств.
Судами республик Башкортостан и Татарстан, Челябинской и Курганской областей к уголовной ответственности привлечен 31 член международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир». В Республике Марий Эл, Красноярском и Пермском краях, Тюменской области задержаны и экстрадированы в Республику Узбекистан пять представителей международной террористической организации «Исламское движение Узбекистана».
При координирующей роли НАК подготовлены материалы, на основании которых в 2008 году решением Верховного Суда Российской Федерации международная организация «Аль-Каида в странах исламского Магриба» признана террористической. Всего на территории Российской Федерации запрещена деятельность 25 организаций, 18 из которых признаны террористическими, а 7 – экстремистскими.
В 2008 году на заседаниях НАК выработаны и реализуются в практической деятельности меры по противодействию терроризму, в числе которых: обеспечение антитеррористической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи; повышение уровня антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов промышленности, энергетики, объектов железнодорожного транспорта; нормативное правовое регулирование деятельности органов власти в области профилактики терроризма и ряд других.
Продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере противодействия терроризму.
Разработана Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая создает системную основу для совершенствования антитеррористической деятельности органов государственной власти всех уровней и привлечения к этой работе различных общественных институтов.
Соответствующими указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации регламентированы: компетенция федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, а также стоимости утраченного или поврежденного при проведении КТО имущества.
Совместно с Минфином России определен порядок финансирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму.
Национальным антитеррористическим комитетом, исходя из приоритетности несиловых мер противодействия терроризму, уделялось повышенное внимание вопросам профилактики террористических угроз, снижению уровня радикализации населения Северо-Кавказских республик. На заседании Комитета в апреле 2008 года приняты решения, направленные на организацию в масштабах государства работы в информационной сфере с тем, чтобы противодействовать распространению терроризма, экстремизма, национализма, сепаратизма и способствовать снижению уровня радикализации молодежи.
Последовательно развивалось антитеррористическое сотрудничество с зарубежными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
При Национальном антитеррористическом комитете создан Экспертно-консультативный совет (Положение о Совете утверждено на заседании НАК в декабре 2008 года). Начато формирование экспертно-консультативных групп, посредством которых будет осуществляться координация деятельности с институтами гражданского общества по всем направлениям работы Комитета, в том числе и по информационному противодействию терроризму.
Получила дальнейшее развитие общегосударственная система противодействия терроризму, основными структурными звеньями которой являются антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.
На 11 заседаниях АТК и ОШ в Самарской области разработаны и приняты меры, предусматривающие: усиление антитеррористической защищенности объектов транспорта, жизнеобеспечения, инфраструктуры, мест массового пребывания людей, совершенствование вопросов взаимодействия и поддержание в высокой степени боевой готовности привлекаемых для проведения антитеррористических мероприятий сил и средств, порядок организации взаимодействия оперативного штаба в Самарской области с представителями средств массовой информации и общественности при проведении контртеррористических операций (КТО), комплексную проверку реализации мер профилактики терроризма на объектах размещения 47 территориальных и 1758 участковых избирательных комиссий, на 23 выделенных предприятиях, использующих взрывчатые и химически опасные вещества, а также комплекс взаимосогласованных мероприятий по обеспечению безопасности массовых мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню Знаний, новогодним и рождественским праздникам.
На совместном заседании антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Самарской области утверждены перечень объектов, требующих разработки паспорта антитеррористической защищенности и перечень сведений, обязательных для включения в паспорт антитеррористической защищенности. По решению АТК и оперативного штаба паспортизации подлежат все общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, а также определенные муниципальными антитеррористическими комиссиями места с массовым пребыванием граждан.
Даны соответствующие поручения по организации паспортизации профильным министерствам Правительства Самарской области, антитеррористическим комиссиям городских округов и муниципальных районов. Процесс паспортизации более 2500 объектов инфраструктуры планируется завершить в 2009 году.
В соответствии с указаниями Национального антитеррористического комитета в 2008 году проведено 4 антитеррористических учения, 30 оперативных экспериментов и 6 антитеррористических тренировок, которые позволили выработать механизм решения ряда проблемных вопросов, возникающих в ходе проведения КТО, повысить эффективность антитеррористических мер на важных объектах транспорта, топливно-энергетического комплекса, объектах министерства обороны, объектах массового пребывания людей. По выявленным в результате проведенных экспериментов недостаткам в антитеррористической защищенности объектов направлено 29 представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности России.
В условиях сохраняющегося уровня террористической опасности вопросы планирования мероприятий по минимизации и ликвидации последствий террористических проявлений находятся под постоянным контролем АТК и оперативного штаба.
На основе анализа устремлений террористов и прогнозирования возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с терроризмом, министерством здравоохранения и социального развития Самарской области подготовлен соответствующий расчет сил и средств, обеспечена готовность его применения.
Формирования и учреждения медицины катастроф созданы во всех городах и районах области, обеспечены необходимым медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, поддерживаются в высокой степени готовности к работе в чрезвычайных ситуациях. С работниками служб экстренной медицинской помощи регулярно проводятся учебные занятия. Для медицинских учреждений, фармацевтических складов и аптек определены номенклатура и объемы содержания неснижаемых запасов медицинского имущества.
В областном центре медицины катастроф создан мобильный медицинский отряд специального назначения, личный состав которого постоянно в течение года отрабатывает навыки оказания помощи пострадавшим и больным, использует для этого в качестве моделей массовые мероприятия с групповой обращаемостью за помощью (Фестиваль авторской песни им. В.Грушина – 50 – 60 тыс. участников, Дни города и др.).
В соответствии с принятым на 12 заседании Федерального оперативного штаба Порядком организации взаимодействия оперативных штабов в субъектах Российской Федерации с представителями средств массовой информации и общественности при поведении КТО сформирована группа взаимодействия со СМИ. Ответственным за организацию взаимодействия со средствами массовой информации в период проведения КТО определен представитель оперативного штаба от Правительства Самарской области.
В результате проведенной работы по противодействию преступлениям террористической направленности взаимодействующими подразделениями органов исполнительной власти в Самарской области в 2008 году из незаконного оборота изъято: 118 единиц огнестрельного оружия, 21 757 патронов различного калибра, более 5,5 кг ВВ, 3 СВУ, более 300 снарядов.