Новая концепция сохранения культурного наследия региона подразумевает очень солидные финансовые вливания как со стороны государства, так и со стороны частных собственников. Реестр, который составили московские специалисты, получился куда более объемным, чем все существующие до этого. Однако пока в Самаре, например, на все эти цели запланировано только лишь 900 тыс. рублей.
Специалисты из Московского научно-исследовательского института имени Лихачева специально для Самарской области разработали новую концепцию сохранения культурных памятников, которая вчера и была представлена на заседании коллегии губернского министерства культуры. Совсем скоро концепция будет переработана в законопроект и ее рассмотрят в областном правительстве. Как отмечают в министерстве, утверждение нового закона станет большим шагом в плане сохранения исторического и культурного наследия всего региона.
Хотелось бы отметить, что в конце прошлой неделе был подписан еще один важный документ. Все тоже министерство культуры заключило договор с Самарской региональной организацией Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России». Интересно, что подобное соглашение есть только в Москве. Одним словом, берем пример со столицы.
Министр культуры Ольга Рыбакова на официальной церемонии отметила, что особую обеспокоенность вызывает два фактора. Это отношение собственников культурных памятников к своему имуществу и «натиск» со стороны строительного бизнеса, который в последние годы дошел до критической отметки. По ее словам, от подобной атаки объекты исторического наследия активно защищали жители области, однако митингами и пикетами проблему не решить. Необходима понятная и эффективная позиция на государственном уровне.
Естественно, что основное внимание областных чиновников приковано к Самаре. В министерстве культуры не раз отмечали, что областная столица – одна из самых проблемных зон региона. Наиболее яркий пример последних дней – снос бани купца Лебедева. Вместо того, что бы хотя бы просто охранять здание, владеющая им компания «Время Плюс» его разрушила. Резонанс получился, действительно, огромным. Скептики вообще считают, что только этот случай и заставил зашевелиться должностных лиц.
Впрочем, на городском уровне никакой сверхактивности проявлено не было. Депутаты городской думы поручили муниципальным властям создать специальный реестр всех памятников. Срок поставили не малый – до 2010 года. При этом народные избранники сами и отметили, что к этому времени памятников останется еще меньше, однако, по их словам, на какое-то быстродействие здесь рассчитывать не приходится. Внесена была и другая инициатива – запретить строить высотные дома в центре города.
В области, как мы видим, сработали куда более оперативно. Областного реестра ведь тоже не было. А теперь он появился – с подачи специалистов из московского института. Вчера на заседании коллегии прозвучало, что реестр этот получился весьма большим. В него вошли и вновь выявленные памятники, о существовании которых раньше и не подозревали.
Губернские власти о концепции отзываются исключительно восторженно. Рассчитана она на 10 лет. Ольга Рыбакова вообще считает, что выстроенная в ней система близка к идеальной. Одна из ключевых идей концепции – совместное финансировании объектов культурного наследия со стороны государства и со стороны его собственников. Министр культуры отмечает, что собственникам пора понять: владение памятником – удовольствие дорогое и затратное. Каким именно образом будет регулироваться подобное соинвестирование, пока не уточняется.
Чиновники признаются, что траты будут «колоссальными». Ведь вокруг каждого памятника должна быть сформирована соответствующая среда, которая будет защищать его от разрушения. В качестве печального примера Ольга Рыбакова называет улицу Куйбышева, которая, если не принять соответствующих мер, потеряет свое историческое и культурное значение.
Новая концепция после утверждения областной думой (в том, что это утверждение состоится, почти никто не сомневается) будет рекомендована муниципалитетам в качестве основополагающего документа.
Десятилетняя программа подразумевает солидные финансовые вливания со стороны всех участников процесса – не менее 20 млрд. рублей. Ольга Рыбакова говорит, что уклоняться от трат не следует – чем дальше, тем дороже обойдутся ремонт и реставрация. Она открыто призывает собственников продавать или дарить принадлежащие им памятники, если сами они не в состоянии обеспечить достойное их содержание.
Как всегда, упреки раздались и в адрес «равнодушной городской администрации». Упреки, прямо скажем, далеко не безосновательные. Если на областном уровне речь идет о миллиардах, то на городском суммы фигурируют куда менее значительные. Так, в бюджете на 2009 год на поддержание объектов культурного наследия выделено порядка 900 тыс. рублей. По словам депутата городской думы Аллы Деминой, этого откровенно мало.
Председатель Самарской региональной организации Союза архитекторов России Юрий Корякин считает, что в этом вопросе необходимо перенимать европейский опыт. Государство и не должно выделять огромных средств на подобные цели. В его руках находится чрезвычайно маленькая доля от всех культурных памятников, большинство из которых принадлежит частным лицам. Однако, в отличие от России, за этими частными лицами установлен четкий «правовой контроль». Самаре, по мнению как специалистов, так и простых представителей общественности, до таких взаимоотношений еще расти и расти.