В сентябре распахивают свои двери не только вузы, школы и детские сады. После летнего отдыха снова начинается наплыв «учеников» на занятия в многочисленных развивающих клубах для малышей. Портал Samara24.ru решил узнать, что и по какой цене предлагают самарские детские клубы, и так ли они нужны на самом деле.
В сентябре распахивают свои двери не только вузы, школы и детские сады. После летнего отдыха снова начинается наплыв «учеников» на занятия в многочисленных развивающих клубах для малышей. Портал Samara24.ru решил узнать, что и по какой цене предлагают самарские детские клубы, и так ли они нужны на самом деле.
Нынешняя жизнь в темпе аллегро не щадит никого – ни взрослых, ни детей. Раньше считалось, что до трех лет бесполезно учить ребенка различать цвета, а читать и писать дети в основной массе начинали только за школьной партой; сейчас крохи в год осваивают алфавит, в два в состоянии самостоятельно включить мультики на ноутбуке, а в четыре мамы уже ведут их на курсы изучения иностранного языка. Вместе с модой на такую «продвинутость» появилось и множество детских клубов и центров, предлагающих самые разные программы раннего развития детей.
Педагоги старой закалки и прижимистые родители твердят, что детские клубы – баловство, лишняя статья расходов и просто повод, позволяющий нерадивым мамам «откосить» от своих обязанностей. Главный аргумент консерваторов звучит так – «в наше время клубов никаких не было, и ничего, выросли достойными людьми». Спору нет, развивать ребенка можно и самостоятельно, вот только свободное время, фантазия и терпение – ресурсы исчерпаемые, и те два-три часа, что ребенок проводит в клубе под присмотром профессионалов, как раз и помогают молодой маме восстановить силы и почерпнуть новые идеи для занятий с ребенком. К тому же главная польза клуба – не в том, что к двум годам ребенок узнает о существовании Шопена и птицы кукабарры, а в социализации, сиречь приобретения навыка общения с людьми за пределами круга семьи.
При выборе клуба нужно учитывать несколько нюансов. Во-первых, ищите клуб поближе к дому, желательно не дальше трех-четырех остановок общественного транспорта – долгая дорога утомит малыша еще до начала занятий. Во-вторых, выясните, какие клубы работают с детьми вашего возраста – например, в «Оберег» можно ходить с рождения, в «Филиппок» - с семи-восьми месяцев, остальные клубы редко берут детей моложе года-полутора лет. В-третьих, если под первые два требования подходят несколько клубов – лучше выберите тот, что принадлежит к сети, например, «Филиппок», или «Первоклассник». Разумеется, окончательный выбор можно сделать, лишь лично посмотрев все клубы или посетив во всех пробные занятия (они либо бесплатны, либо дешевле обычных занятий). Впрочем, иногда личный визит не требуется – когда автор позвонила в один находящийся поблизости от дома клуб и услышала: «Если ваш ребенок будет орать, то сидите с ним на занятиях вместе», необходимость в посещении как-то отпала сама собой. Кстати, для кого-то присутствие на занятиях тоже может оказаться важным фактором – где-то сама мама помогает лепить ребенку пластилиновых ежей, где-то этим занимается педагог, а мама спокойно сидит в коридоре и читает книжку.
Четвертое, и самое важное: подумайте, чего именно не хватает вашему ребенку – у разных клубов разный профиль и разные методики. В большинстве клубов применяются так называемые авторские разработки, на деле представляющие собой компиляцию наиболее популярных педагогических методик. Поэтому практически везде вы найдете кубики Зайцева для быстрого обучения чтению по складам, Монтессори-материалы для развития бытовых навыков и диски с обучающими песенками для музыкальных пятиминуток. Некоторые клубы добавляют в программу географию и искусство, как это делает, например, «Бэби-клуб». Есть и клубы, которые выделили отдельным направлением фитнес – например, в «Вундеркинде» дети от года до двух с половиной лет могут претендовать только на место в спортивной группе (получасовое занятие 200 руб.), а в «Планете Фитнес» есть отдельный бассейн, где учат плавать грудничков (600 рублей за урок). Отдельной строкой идут клубы вальдорфской направленности, например, «Оберег» – интеллектуальным развитием там не занимаются принципиально, вместо этого дети рукодельничают, устраивают «театр на столе» и «представляют мир в виде сказочных образов», как гласит анонс на одном из сайтов. Игрушки тут тоже особые – деревянные и шерстяные, персонал слегка пугает искренним энтузиазмом и альтруизмом, поэтому многие матери отзываются о вальдорфцах как о подобии секты, что, разумеется, не соответствует истине.
Кстати, денежный фактор совсем не является определяющим при выборе детского клуба – цены на занятия одинаковы примерно везде и составляют в среднем 1200 рублей в месяц за посещение раз в неделю и 2300 – за два раза.
Комментарий Анны Кирюшкиной, детского психолога:
Развивающие детские клубы - отличная альтернатива детским садам, а также замечательная возможность подготовить ребенка к школе. В большинстве детских клубов ребята не только научаются считать, читать и писать, но и узнают много интересного об окружающем их мире. К тому же, на переменках и в промежутках между увлекательными занятиями, детки получают очень важный для их возраста опыт общения друг с другом.
Детские клубы работают по разным системам, программам. В один клуб, где детей сажают за настоящие парты, ребенка лучше отдать непосредственно перед школой, в другой, где ползая по коврику, детки развивают мелкую моторику, можно смело идти с двух лет».
Комментарий Ольги Кострыгиной, вальдорфского педагога:
- Вальдорфский детский сад или клуб подходит всем детям. Процесс воспитания тут очень мягкий, обстановка домашнего уюта, разновозрастная группа, где в зависимости от возраста у детей свои права и обязанности, как в большой семье. В государственном учреждении ребенок чувствует, что тут никто не живет, тут только работают.
Вопрос скорее в том, подходит ли вальдорфский клуб/сад родителям, поскольку он требует большой вовлеченности, непременного участия в подготовке мероприятий, праздников, ярмарок, а также встреч, связанных с внутренней жизнью и управлением вальдорфской организацией.
Многие родители видят опасность вальдорфской педагогики в отказе от раннего обучения письму, счету и т.д. Но, если мы вспомним, классическая советская педагогика тоже не считала обязательным обучение счету и письму в садах раньше 6,5 лет. Связано это с тем, что формирование мышления у ребенка происходит не ранее 5-7 лет. Задача первого семилетия жизни ребенка - выстраивание физического тела, развитие воли и чувственной сферы, поэтому в этом возрасте важнее обращаться не к мышлению, а к воле ребенка, вызывая в нем желания к различным действиям.