В 2010 году самарские автовладельцы смогут получить премию за сданный в утиль старый автомобиль в размере 50 тыс. рублей. О том, повысит ли эта программа спрос на отечественные автомобили, портал Samar24.ru узнал у экспертов рынка.
В Самаре в 2010 году построят базу для утилизации автомобилей старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства. Утилизироваться будут авто, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее 1 года.
При сдаче автомобиля в утиль потребитель получит ваучер (сертификат) номиналом 50 тысяч, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки».
Строительство базы по утилизации автомобилей пройдет в рамках создания единой системы утилизации автотранспорта в России. В качестве площадок для реализации эксперимента выбраны также Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и возможны другие города Российской Федерации, сообщили в Минпромторге РФ.
Стоит отметить, что самарская площадка по утилизации авто будет создана по аналогии с немецкой. В Германии подобная программа работает с марта 2009 года – хозяину утилизированной машины выдается премия размере 2,5 тысячи евро. Идея оказалась столь востребованной, что немецкие водители ежемесячно сдают в утиль по 30–40 тысяч старых автомобилей. Похожие программы также успешно работают в Японии и Франции.
Эксперты считают, что в России эта система практически не развита, а подержанные машины представляют собой опасность и в техническом плане, и в экологическом. Именно поэтому Минпромторг заинтересовался этой программой. Кроме того, государство рассчитывает, что организация системы утилизации подержанных машин, позволит начать обновление автопарка страны и будет способствовать увеличению продаж новых машин, что улучшит положение автозаводов.
В Самаре автомобили будут утилизироваться путём полной их разборки, сепарации по отдельным материалам, и последующего их использования. Так, металл и пластик из автомобиля может быть отправлен в переработку и их снова можно использовать, а, например, резина может быть превращена в крошку и использована при дорожном строительстве.
«Автомобили наносят вред всем: и своим владельцам, потому что они вынуждены тратить деньги на их ремонт, и окружающим, потому что их экологическое состояние не соответствует современным нормам, кроме того, такие машины небезопасны для всех с точки зрения нанесения ущерба при возможных авариях», - считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Пока не определены параметры самой программы. В Минпромторге пока лишь создана рабочая группа, которая будет создавать и описывать сам процесс утилизации, разрабатывать необходимые документы, также размер возможной компенсации не утверждён, как и список автомобилей, которые можно будет приобрести. То есть сама программа только разрабатывается, неизвестно, сколько средств будет выделено на неё из бюджета, так что сейчас давать какие-то прогнозы невозможно, полагают эксперты.
Тем не менее государство надеется, что программа повлияет на продажи машин. «Как будет в действительности, пока неизвестно, потому что программа пока не разработана, и очень многое будет зависеть от её деталей, - отмечает Дмитрий Баранов. - К тому же важны и сроки введения программы, может так получится, что когда она будет введена в действие, кризис уже будет преодолён, и продажи автомобилей будут расти естественным путём. В этом случае, программа должна будет помочь улучшению экологической обстановке в стране, но, опять-таки при условии, что она будет привлекательна для автовладельцев».
Государство уже проявляло инициативу по стимуляции спроса на отечественные автомобили у россиян, но в этом году полностью программа льготного автокредитования выполнена не будет. В первом полугодии, с момента начала программы льготного кредитования, было выдано порядка 10 тыс. льготных кредитов. «С одной стороны, такой результат можно признать успешным, однако, если вспомнить планы властей субсидировать порядка 150 тысяч кредитов в 2009 году, то становится ясно, что этот план пока находится под угрозой срыва, поэтому условия программы льготного кредитования постоянно меняются и расширяются», - отмечает Дмитрий Баранов.