Андрей Михайлов, исполняющий обязанности начальника зонального центра кинологической службы по Самарской области: «У собаки чутье идеальное, так что пока нет ни одного прибора, способного заменить его»
В преддверии учебного года все школы Самары были проверены на отсутствие взрывчатых веществ в зданиях. Тем не менее в День знаний в органы милиции поступило несколько звонков о минировании школ. Сообщения оказались ложными. Но каждый раз на место выезжали кинологи со своими четвероногими друзьями. О том, как проходит подготовка служебных собак, насколько эффективна их работа, рассказал корреспонденту 63.ru исполняющий обязанности начальника зонального центра кинологической службы по Самарской области Андрей Михайлов.
– Андрей Леонидович, расскажите про кинологический центр в Самаре. Сколько времени он существует и на чем специализируется?
– Центр существует с 2004 года. Работа у нас разнопрофильная, существует несколько видов. Например, общий розыскной профиль. Это когда собаки работают на местах совершения преступлений и ищут преступника по следам. Также существует подразделение по обнаружению взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов. Кроме этого, наши питомцы специализируются на поиске наркотиков и психотропных препаратов. В качестве четвертого направления можно выделить поиск человеческих трупов и останков.
В центре существует лаборатория по исследованию так называемых запаховых следов. Это те следы, которые остаются на местах преступлений. В процессе расследования они изымаются, а затем консервируются. В дальнейшем, если есть необходимость, эти улики проходят экспертизу с участием наших служебных собак. Когда появляется подозреваемый в совершенном преступлении его можно определить как раз по запаху, прошедшему данную экспертизу.
– Такое доказательство вины подозреваемого можно считать стопроцентным или этого недостаточно?
– Конечно же, стопроцентным оно не является, но идет одним из доказательств вины задержанного в рамках уголовного дела. Тем не менее это довольно весомая улика, когда собака опознала преступника по запаху.
– Специалисты-кинологи отдают предпочтение определенной породе собак при отборе их на службу, или разницы нет?
– Основная порода, которой мы отдаем предпочтение и которая наиболее востребована – это овчарки. В основном, это немецкие и восточно-европейские. Такой выбор неслучаен, и связан он с тем, что овчарки – собаки хорошо развитые физически, и с обонянием у них также нет проблем. Хотя справедливости ради надо отметить, что у нас есть и другие породы, например, спаниели и лабрадоры.
– Выносливость и сила собак – это обязательное требование, предъявляемое вашим питомцам?
– Все зависит от вида деятельности. К примеру, физическая выносливость собак обязательна при общем розыскном профиле. Так, по следу они должны проходить не менее полутора километров. Для сравнения – возьмем того же спаниеля. Вроде охотничья порода, развитое чутье, но физиологические особенности не позволяют долго держать след. Плюс к этому возникают ситуации, когда собака, пройдя не один километр по следу, обнаруживает преступника, которого необходимо задержать. Для овчарки это более выполнимая задача, чем для других пород.
– Андрей Леонидович, сколько у вас насчитывается питомцев в кинологическом центре? И откуда вы их берете?
– На данный момент в центре находится более 100собак. Некоторых из них мы закупали, других нам приносят граждане. Кроме этого, у нас существует отделение для разведения наших питомцев. Сейчас в нем около 30 щенков.
– Сколько времени занимает процесс обучения собак, и в каком возрасте он начинается?
– В среднем, дрессировка начинается где-то с восьмимесячного возраста. Некоторые породы можно начинать тренировать уже с шести месяцев. Если говорить о сроке обучения, то в течение полугода собаку можно обучить всему, что необходимо знать и уметь. В дальнейшем эти навыки просто поддерживаются непосредственным выполнением работы. Также кинологи постоянно проводят занятия со своими питомцами здесь, на базе.
– Стаж у собак идет аналогично человеческому?
– У собак он немного другой. Вообще, по нормативам, срок службы для служебной собаки 8-10 лет. По истечении этого срока собаку списывают. Но тут, опять же, все зависит от общего состояния питомца и от породы.
– Что же происходит потом, когда ваш коллега, так сказать, уходит на пенсию?
– Часто бывает так, что кинологи, которые работали с ними, забирают их себе домой. Есть случаи, когда кто-то из граждан хочет забрать собаку. Разные варианты бывают. Но могу сказать, что усыпление у нас не практикуется.
– Андрей Леонидович, а есть ли у кого-нибудь из ваших питомцев государственные награды?
– Именно государственных наград нет, но есть собаки, которых мы выставляем на соревнования, а также на различные выставки. Например, в июле проходили Всероссийские соревнования среди специалистов-кинологов МВД России. Наш сотрудник и его служебная собака заняли первое место по общему розыскному профилю и стали чемпионами России. В командном зачете мы были восьмыми.
Все наши питомцы имеют великолепную родословную. Это является одним из критериев при вязке собак. Это делается для того, чтобы все хорошие качества, нужные в работе, передавались из поколения в поколение.