Похоже, что строительство станций метро по 15 лет становится проклятием Самары. Власти только отмучились с «Российской», как бросились с новыми силами на «Алабинскую», обещав открыть ее в 2013 г. Однако, денег на это нет и в ближайшие годы не будет.
Вчера на пресс-конференции министр строительства и ЖКХ Самарской области Павел Донской заявил, что на то, чтобы достроить станцию метро «Алабинская» необходимо еще 4,3 млрд руб. В частности, из них 2,6 млрд на окончание строительства самой станции, и еще 1,5 млрд руб. на подготовку развилки для поездов. Но в ближайшие годы таких денег ждать не стоит, поскольку брать их неоткуда, признал Донской. Более того, у области и города нет денег даже на то, чтобы в этом году восстановить движение по улице Ново-садовой. На это у области не хватает 64 млн руб. «Мы продолжим искать средства, но, в этом году, скорее всего их не будет. Думаю, что к лету 2010 г. движение по Ново-садовой будет открыто», - сказал министр.
В этом году на проектирование и строительство метро дополнительно будет выделено около 200 млн руб. Этих денег хватит лишь на укрепление фундамента дома по ул. Ново-садовой, 22, под которым проходит ветка метрополитена, и подготовку станции к консервации, говорил ранее заместитель Донского Владимир Березовский. Со следующего года тяжелая ноша строительства станции ложиться на администрацию Самары. Дело в том, что неожиданно выяснилось: оказывается, по законодательству субъект Федерации не может быть заказчиком муниципальных объектов. Область обещала помогать городу по 100 млн руб. в год до 2013 г., заявил мэр Самары Виктор Тархов. Также в 2010 г. ожидается поступление дотаций из федерального бюджета на строительство метро в размере 140 млн руб., отметил вчера Донской. Сколько будут давать потом — неизвестно. Но все равно - всех этих денег едва ли хватит на поддержание построенной части. Речи о том, чтобы достроить станцию в срок, даже не идет.
Донской не смог уточнить сроки достройки станции. По мнению депутата губернской думы Михаила Матвеева, при тех перспективах, которые рисуют областное правительство, станция будет построена через 10-12 лет. Аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков полагает, что исходя из нынешней экономической ситуации, нормальное финансирование строительства метро начнется не ранее 2011-2012 г. Еще около 5 лет уйдет на строительство станции, полагает он.
Тархов, в отличии от Донского и эксперта, настроен более оптимистично:
- Мы убеждены, что даже в условиях кризиса стройку нельзя прекращать. Прогнозный план строительства совершенно пессимистический. В графике, который нам передает Министерство строительства Самарской области, суммарное финансирование на 2010, 2011 и 2012 годы – 100 млн. рублей, фактически это полная стагнация. Этого хватит на поддержание объекта в неком постоянном состоянии - откачка воды, укрепление тоннелей, т.е. текущее содержание. Но мы постараемся деньги на эти цели найти. Миллиард же позволит нам вводить одну станцию в три года. Скорость не велика, но это все же движение. Программа – максимум миллиард найти, договориться, а может даже «выцыганить» для города.
Матвеев полагает, что необходимо просто правильно расставить приоритеты. В то время, как финансирование строительства метро сокращается, область намерена выделить 5 млрд руб. на строительство мостового перехода Кировский.
- Зачем этот переход? Там идет двухполосная полоса, а затем будет четырех-шестиполосный мост, а потом опять две полосы. Логично сначала достроить станцию метро, потребность в которой более высока, чем в переходе. Переход можно построить и потом, когда экономическая ситуация будет лучше.
Этот вопрос депутат поднимал на вчерашнем заседании губернской думы, где обсуждались поправки в бюджет, согласно которым, на строительство мостового перехода Кировского в 2010 г. выделяется 250 млн руб. Матвеев предложил перенаправить эти средства на строительство метро, однако, депутаты решили не выносить этот вопрос на голосование.
Приходится констатировать, что в Самаре открытие новой станции так и останется редким праздником общегородского масштаба. Предыдущую станцию - «Российскую» - строили с 1992 по 2007 гг. Причина таких задержек — нехватка средств. Если все станции строить таким темпом, то планы чиновников по строительству метро до железнодорожного вокзала, через реку Самарка, а также вдоль Московского шоссе, сбудутся лет через 100-200.
К сведению
Ежегодно в Москве вводится в эксплуатацию 1-3 станцию метро. Всего на строительство метро в 2009 году изначально было запланировано потратить порядка 40 млрд. руб., а на ближайшие шесть лет – порядка 380 млрд. рублей.
Так, когда-нибудь, будет выглядеть самарский метрополитен: