Город Виктор Сойфер, ректор Самарского государственного аэрокосмического университета: «Не расти нельзя. Тем самым ты снижаешь свой уровень и в конечном счете уровень тех, кого ты обучаешь»

Виктор Сойфер, ректор Самарского государственного аэрокосмического университета: «Не расти нельзя. Тем самым ты снижаешь свой уровень и в конечном счете уровень тех, кого ты обучаешь»

Самарский государственный аэрокосмический университет стал одним из 14 высших учебных заведений России, получивших статус национальных исследовательских университетов. Новый статус означает более высокую ответственность за результат. Об уникальности конкурсной программы вуза и о том, какие предстоит решать задачи, рассказал в беседе с корреспондентом 63.ru ректор СГАУ Виктор Сойфер.

Виктор Александрович, сколько времени заняла подготовка программы для участия в конкурсе на статус национального исследовательского университета?

– Старт был дан в октябре 2008 года, когда президент подписал указ о придании статуса национального исследовательского университета двум московским вузам: институту стали и сплавов, который стал национальным технологическим университетом, а также инженерно-физическому (МИФИ), который стал ядерным национальным исследовательским университетом. Повторюсь, что решение было принято на уровне президента. Забегая вперед, хочу отметить, что финансовую поддержку эти два вуза получили только сейчас, спустя год, когда стали известны победители Всероссийского конкурса на статус национального исследовательского университета.

Это был своего рода отсчет. И тогда же было сказано, что в России планируется создать примерно 15 исследовательских университетов. Так оно и получилось: сейчас, в общей сложности, 14 вузов страны имеют подобный статус.

Сам же конкурс на получение статуса ждали очень долго, и не было ясно, в какой конкретно форме он будет проходить и какие будут условия для участников. Только в двадцатых числах июля текущего года Министерство науки и образования РФ опубликовало положение о конкурсе. Тогда и стало понятно, что это будет конкурс программ по развитию национальных исследовательских университетов. Статус дается на 10 лет, в течение которых необходимо выйти на определенные показатели, которые характерны для исследовательского университета. Отмечу, что их довольно много, в том числе: публикации в различных научных изданиях, оснащенность лабораторными базами, инновационная деятельность, а также нацеленность программы на вполне определенную область науки.

В чем уникальность вашей программы?

– Программа Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) ориентирована на авиационно-космическую отрасль, на ее развитие. И вторая отличительная черта нашей программы – она полностью нацелена на использование информационных технологий. Безусловно, в ней также присутствуют и другие моменты, но все-таки сфера наших главных притязаний – это авиация и космос. Перед нами стоит ключевая задача на сегодняшний день – переход на компьютерные технологии во всем.

На ваш взгляд, на конкурсе были другие достойные программы?

– Если взять победителей, то все программы очень достойные. Они очень разные, и спектр задач, которые они нацелены решать, велик и затрагивает многие отрасли. Скажу прямо, что стать победителем конкурса каким-то случайным образом или путем какого-либо лоббирования было невозможно. Хотя помощь каждому участнику со стороны властей регионов, безусловно, была оказана.

Известно, что научными разработками СГАУ занимается постоянно. Сейчас, после завершения конкурса, какие задачи будут решаться в первую очередь?

– Мы практически продолжим то, что начали в 2006 году, когда победили в конкурсе инновационных вузов. Мы будем продолжать те исследования и разработки, которые касаются авиационно-космической техники и геоинформационных технологий. Сейчас у нас добавляются суперкомпьютерные технологии. Кроме того, продолжатся работы в области нанотехнологий. В этом плане нам необходимо обновление приборной и лабораторной баз. Также намерены издавать собственную научную литературу и программы. Будем направлять на стажировки в лучшие научные центры России и мира наших преподавателей, в первую очередь молодых, а также приглашать зарубежных ученых и специалистов.

Предполагается ли, что исследовательские университеты будут готовить научные кадры?

– Исследовательский университет должен сочетать в себе образовательную и исследовательскую деятельности. Это как раз то, что мы потеряли за последние годы. В свое время, когда я работал молодым преподавателем, у меня большая часть времени уходила именно на научную деятельность. В идеале так и должно быть. Каждый преподаватель должен совершенствоваться в научном плане. В наше же время многие из тех, кто претендует на статус университета, вообще не занимаются исследованиями, а просто читают лекции и проводят занятия со студентами. Но не расти нельзя. Тем самым ты снижаешь свой уровень и в конечном счете уровень тех, кого ты обучаешь. Поэтому в исследовательских национальных университетах научная деятельность равноправна с образовательным процессом.

По некоторым данным, не более 20% преподавателей вузов занимаются научной работой. С чем это связано?

– Потому что нет условий. Необходимо их создавать. Силком научной работой заниматься ведь не заставишь. Ученым нужно платить деньги, это важно. При этом необходимо создать сами условия работы. Ведь если, к примеру, человек занимается материаловедением, то он не может работать без современной экспериментальной и лабораторной базы. А мы за последние 20 лет многое потеряли и в материальной базе, и в плане человеческих ресурсов. Сейчас наша задача ‒ возродить в университетах все, что было утеряно.

Будет ли молодежь участвовать в этом процессе?

– Молодежь необходимо привлекать в первую очередь. Для этого надо решать проблему жилья, без этого никак. В прошлом году мы сдали в эксплуатацию общежитие на 60 двухкомнатных квартир для молодых преподавателей. У них есть возможность работать и жить в нормальных условиях.

Как вы оцениваете уровень авиационной и аэрокосмической промышленности в области? Насколько он высок, и могут ли самарские специалисты конкурировать с зарубежными компаниями, работающими в этих отраслях?

– Что касается космоса, то тут мы, безусловно, на передовых позициях. Вы знаете, что сейчас построен космодром в Куру, который был спроектирован именно под наши современные ракеты. Поэтому в области космоса мы, несомненно, занимаем лидирующие позиции в мире. Что касается авиации, то за прошедшие годы было, к сожалению, очень много потеряно, и сейчас речь может идти только о возрождении. Но возрождение невозможно без информационных компьютерных технологий: старыми методами сейчас уже нельзя кого-либо догнать. Если мы не перейдем на «цифру» сейчас, то это мы не сделаем никогда. Но пока еще двери за нашей спиной не захлопнулись.

Межвузовский медиацентр при СГАУ направлен на решение этой задачи?

– Да. Сейчас мы намерены модернизировать суперкомпьютер, существующий в центре. На сегодня его производительность – пять терафлопс (пять триллионов операций в секунду), мы планируем отодвинуть этот лимит до 15-20 терафлопс. Тогда он сможет решать практически любые задачи из области конструирования высокотехнологичных изделий.

Испытывает ли СГАУ недостаток в научных сотрудниках?

– Очень остро. В частности, нам очень нужны специалисты по материаловедению. Сейчас таких высококлассных специалистов у нас практически нет, и мы с удовольствием приняли бы таких людей и создали бы для них все условия. Кроме этого необходимы специалисты по ряду направлений как в прикладной физике, так и в математике и вычислительной технике. Мы намерены привлекать таких людей.

Виктор Александрович, сколько денег необходимо вузу на науку?

– Опять же, возвращаясь к результатам конкурса, можно сказать, что тот объем финансирования, который нам будет предоставлен, вполне достаточен для занятий наукой. Но нужно понимать, что эти деньги дают не на зарплату, а на приобретение оборудования, улучшение материально-технической и лабораторной базы, на написание научных статей. А вот дальше, имея это оборудование, мы должны сами зарабатывать. Сейчас мы намерены создавать вокруг университета своеобразный «инновационный пояс» и таким образом зарабатывать деньги. Поэтому зарплаты в этом огромном гранте нет как таковой.

Сейчас вокруг университета создается ряд малых предприятий, которые будут заниматься научными разработками. Расскажите о них поподробнее.

– Мы планируем создать восемь предприятий по объектам интеллектуальной собственности, которыми владеет СГАУ. Учредителем этих фирм будет университет. Надеюсь, что это поможет решить проблемы с трудоустройством наших сотрудников и проблему с заработной платой. Потому что раньше по закону, университет не имел право учреждать и создавать какие-либо коммерческие структуры. Сейчас такая возможность появилась.

Как вы оцениваете уровень подготовки абитуриентов СГАУ на сегодняшний день?

– Уровень, к сожалению, снижается. Причем падение идет по традиционным, классическим наукам, таким как физика, математика, химия. Надо отметить, что уровень владения информационными технологиями, наоборот, растет: ребята буквально на ты с компьютером, но вот базы им не хватает.

С чем это связано?

– Причина в том, что сегодня в школах существует ранняя профориентация. Некоторые перестают физику изучать в девятом классе, потому что хотят гуманитарные науки познавать. А в дальнейшем, к примеру, поступают в технический вуз. Тогда и возникают пробелы в образовании. Я думаю, что ранняя профориентация в школе сужает выбор человека в дальнейшем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
54
ТОП 5
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Вадим Афанасьев
Аналитик, блогер, журналист телеканала «Царьград»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления