Недавно министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина предложила неожиданную идею по решению проблем моногородов. Она предложила такие города расселить, в случае банкротства основных предприятий. В «черный список» попал и Тольятти.
По словам Набиуллиной, всего в России 20 моногородов (города, зависящие от одного предприятия — прим. Samara24), в том числе - Тольятти. С наступлением кризиса основные заводы этих городов попали в непростую экономическую ситуацию, грозившую им банкротством. По мнению министра, в этой ситуации у таких городов два пути: развитие с привлечением сторонних инвесторов и диверсификацией производства или их «закрытие», и расселение населения. Идея сама по себе, конечно, утопическая, полагают эксперты. По оценке ИК «Финам», расселение такого города может обойтись примерно в 1 трлн рублей. Логично предположить, что на эти деньги дешевле было бы построить новый автозавод. Понимают это и в российском Правительстве. К примеру, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим Топилин в ходе обсуждения ситуации с АвтоВАЗом в Тольятти выразил мнение, что моногорода не следует закрывать, а их граждан переселять. «В этом нет никакого смысла, увозить людей гораздо дороже», - считает Топилин. А депутат тольяттинской городской думы Борислав Гринблат даже не нашел слов, чтобы прокомментировать идею Набиуллиной: «Наверно, она пошутила. Расселить такой город это нереально и не разумно».
Тольятти крайне зависит от «АвтоВАЗа», находящегося в предбанкротном состоянии. На автозаводе трудится около 100 000 человек, втрое больше занято на смежных производствах. И это при том, что общая численности жителей города составляет около 700 000 человек. То есть, по сути на производстве автозавода завязано около 80% жителей Тольятти трудоспособного возраста. Банкротство завода вызовет настоящий социальный взрыв, и сумасшедший рост безработицы и, как следствие, быстрый рост преступности. Это понимают и чиновники, поэтому пока не решаются прибегать к крайним мерам и предлагают создать в Тольятти особую экономическую зону, которая, по задумке властей, привлечет в город новых инвесторов.
Что дает особая экономическая зона:
В ОЭЗ инвестору, как правило, предоставляются различные виды льгот: налоговые, таможенные, административные, финансовые. Льготы везде разные и зависят от многих факторов. Так, в Калининградской ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций. Для резидентов ОЭЗ предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта. При этом арендная плата за участок устанавливается как фиксированная сумма и не может быть впоследствии изменена, а ближайшие 5 лет налог на землю платить не надо. Также на территории ОЭЗ в Калининградской области действует режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары ввозятся и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Впрочем, идея создания особой зоны в Тольятти витает в головах чиновников уже не первый год. Но до сих пор все разговоры так и остались словами. Решать-то проблемы необходимо прямо сейчас. Поэтому на этой неделе премьер-министр России Владимир Путин распорядился выделить из федерального бюджета «АвтоВАЗу» 5 млрд руб. на обеспечение занятостью своих сотрудников. Напомним, что автозавод намерен сократить около 25 000 своих работников. Выделенные деньги предназначены для того, чтобы создать рабочие места для них. Также до конца года правительство намерено выделить «АвтоВАЗу» еще около 55 млрд руб. на решение своих финансовых проблем. Это вдобавок к выделенным в начале года 30 млрд руб.
Интересный факт: если подсчитать все деньги, которые государство в 1996-2009 гг. выделили «АвтоВАЗу», то получиться около 150 млрд руб. При этом за этот же период автозавод уплатил налогов на сумму 35-40 млрд руб. (если считать по отчетности автозавода).