Предвыборная гонка еще не началась, но все уже почувствовали ее скорое приближение: в первую очередь, сами кандидаты и их непосредственные помощники. Прогнозировать исход предстоящих выборов крайне сложно, но окунуться в выборный процесс действующего мэра и узнать о подготовке его «поля предвыборного боя» всегда интересно. Именно с этой целью корреспондент 63.ru встретился и побеседовал с советником мэра города Виктора Тархова по информационным вопросам Еленой Лебединской, которая рассказала не только о предстоящих выборах, но и озвучила свой взгляд на современную журналистику.
– Елена Георгиевна, расскажите, какую функцию в деятельности мэрии Самары вы сейчас выполняете?
– Я советник Виктора Александровича Тархова по информационным вопросам, но моя должность не вписана в структуру мэрии. Я абсолютно свободный человек и не являюсь чиновником. Раньше я была руководителем отдела информации и аналитики мэрии Самары, но теперь это не входит в мои обязанности. Сейчас я именно советник, то есть по некоторым вопросам Виктор Александрович спрашивает мое мнение. При этом он может прислушиваться к нему, а может и не прислушиваться. Отношения у нас выстраиваются таким образом: если мэру нужна консультация по вопросам, связанным с информационной политикой, то я ему помогаю.
– В предстоящей предвыборной гонке вы будете участвовать?
– В моей практике немного избирательных кампаний: двенадцать или тринадцать… В одной трети из них я была руководителем всей кампании, а в остальных – руководителем отдельных направлений. На предстоящую предвыборную гонку штаб Виктора Тархова пока не укомплектован. Журналисты, как правило, начинают педалировать эту тему раньше, чем штаб на самом деле начинает свою работу. Но я надеюсь, что смогу принять в предвыборной кампании мэра посильное участие.
– Попасть в этот самый штаб человеку «с улицы» реально? Я имею в виду: человеку без нужных связей, без необходимых знакомств?
– Избирательный процесс – это живой процесс. Люди с активной позицией, как правило, быстро находят себя в стане того или иного лагеря в каком-либо качестве: активиста, сторонника, человека с какими-то личностными ориентирами и так далее. Активные и неравнодушные всегда нужны, так что попасть в штаб к тому или иному кандидату несложно.
– Какая сумма будет потрачена на предвыборную кампанию Виктора Тархова?
– Неблагодарное это дело – считать чужие деньги. Безусловно, избирательная кампания – очень затратный процесс, и стоит она ровно столько, сколько она стоит: ни больше ни меньше. Сейчас мне сложно прогнозировать какую-то, даже самую приблизительную, сумму. Это просто не тот вопрос, в котором я могла бы быть компетентна.
– Виктор Александрович не так давно зарегистрировался в ЖЖ. Не планирует ли он зарегистрироваться в «Одноклассниках» или «В контакте»?
– Блог – это очень полезный формат общения для Виктора Александровича. Когда он встречался с блогерами, они говорили, что им было бы интересно почитать не какую-то официальную информацию, не информацию, касающуюся его профессиональной деятельности, а просто дневник обычного человека. Например, который писал бы о том, в каком настроении он проснулся, что ел на завтрак, как планирует провести выходной и так далее. То есть дневник среднестатистического самарца. Но Виктор Александрович – это не блогер в том смысле, в каком мы привыкли понимать это слово… Это уже состоявшийся человек, статусный, с определенными профессиональными обязанностями и профессиональной ориентацией. Элементы закрытости своей повседневной жизни, по этой причине, ему естественно нужны. И он сам озвучивал, что блог ему нужен не для того, чтобы афишировать свою личную жизнь, а для того, чтобы получить некую обратную связь с людьми в режиме онлайн без цензуры. И на определенные проблемы ему нужен свежий, молодой взгляд людей, которые далеки от политики. Такой формат позволяет иначе взглянуть на какие-то обыденные и привычные для него вещи.
Но сидеть каждый день в ЖЖ, а уж тем более «Одноклассниках» или «ВКонтакте», для Виктора Александровича непозволительная роскошь. Блогер, конечно, может разочароваться в том, что не удалось пообщаться в режиме «как дела? – хорошо, а у тебя?», но на это у мэра просто нет времени. Хотя он с удовольствием прислушивается к определенным советам, проблемам, которые поднимают в ЖЖ-блогеры. Он даже иногда просит меня что-то распечатать для того, чтобы отдать это в тот или иной департамент. При этом он говорит отдельным руководителям: попробуйте применить этот совет, может быть, действительно из этого может выйти что-то стоящее.
– А какие конкретно предложения блогеров его заинтересовали?
– Я не отслеживаю это в полном объеме. Знаю, что с тремя блогерами руководители департаментов встречались, с некоторыми встречался сам Виктор Александрович. Более того, я знаю, что и Горбунова (вице-мэр по социальным вопросам. – Прим. 63.ru), и Романов, и Рудаков, и Бурнаев (руководители департаментов здравоохранения, городского хозяйства, ЖКХ и экологии, и строительства и архитектуры. – Прим. 63.ru) пользовались полезными блогерскими советами. Это обычная внутренняя работа.
– А чем вы руководствуетесь, выкладывая посты в своем ЖЖ?
– Это мое личное восприятие мира, людей, жизненных ситуаций, самой себя. Виктор Александрович даже не знает, что я веду ЖЖ. Это мой первый «журнал». Я до этого не писала ни в «Одноклассниках», ни «ВКонтакте». Я была в этом вопросе человек совершенно неопытный. Конечно, с появлением моего ЖЖ была обозначена и моя позиция, что, безусловно, спровоцировало появление как сторонников, так и врагов. Но куда без этого? Это неизбежно, когда ты занимаешь какую-то конкретную позицию, а не позицию «между». Более того, хочу сказать, что мой ЖЖ – это еще не все. Я планирую делать телевизионные проекты, чисто журналистские. Но об этом я бы пока не хотела рассказывать, так как все это – в будущем. Когда появятся – можно будет и рассказать.
– Помнится, один из постов, который вы выложили, вызвал резонанс. Я имею в виду пост, который касался социальной рекламы: рекламных щитов со свиньями, курящими баранами…
– Я выложила пост совершенно осознанно, и моя реплика в обсуждении этого вопроса, «сами вы козлы», тоже была написана совершенно осознанно. Это очень простой прием – провокация, который работает, и который всегда действенен. Примитивная провокационная технология. Но если бы мне сказали: «Повтори!», я бы повторила.
– Вопрос, касающийся недавнего инцидента на пресс-конференции Виктора Тархова. Не будет ли в будущем введен некий фейс-контроль на мероприятия с участием мэра? Ведь, по сути, тогда, в пресс-зал в Интерфаксе мог попасть любой желающий...
– Если вы имеете в виду таких людей, как Денис Саров и Виталий Папилкин… Сложный вопрос. Ведь, по сути, Саров – это представитель СМИ, а значит, имеет право находиться на пресс-конференции. Папилкин же зарегистрировался не как блогер, а как корреспондент информационного агентства «Регион Самара». Организаторов пресс-конференции мы предупредили о том, что будут провокации. Мы-то понимаем, с кем имеем дело. Присутствие неадекватной публики было предсказуемо, другое дело, что никто не думал, что будет беспредел. То, что произошло, не имеет никакого отношения ни к журналистике, ни к какой-либо форме цивилизованного общения. Но при этом на все провокации мэр ответил: и на вопросы Папилкина, и на вопрос Сарова. Более того, он отвечал на вопросы, которые задавались после пресс-конференции. Просто когда у людей заканчиваются слова, начинаются неадекватные поступки: бросание чемоданов с животными, бросание ботинок… Это был не экспромт. Это спланированная акция.
– Все-таки Папилкин поднял себе рейтинг…
– Ну, если бы он сплясал голым на столе, он бы тоже поднял себе рейтинг. Вопрос в том, какой это рейтинг и какие очки он тебе дает. И все это характеризует не столько самого Папилкина – он же просто инструмент – а тех людей, что стоят за этим. И все это прекрасно понимают. На мой взгляд, он поставил жирную точку на своей профессиональной журналистской карьере. Ведь, безусловно, его на пресс-конференции никто приглашать больше не будет. Для меня лично он перечеркнул все пути к коммуникации.
– А инструментом кого или чего, на ваш взгляд, он являлся?
– Я не буду озвучивать свои догадки, поскольку не имею на это законного права. Скажу лишь, что по инструменту и манере исполнения можно догадаться об умственном развитии людей, которые за всем этим стоят.
– Хорошо, отойдем от этой темы… Как вы в целом, как человек давно работающий на информационном поле, оцениваете уровень самарских пиар-специалистов?
– Сложно сказать. Сейчас многие политики используют московских специалистов. А давать оценку… Знаете, я бы не хотела. На мой взгляд, это не совсем корректно.
– Самарский пиар когда-нибудь достигнет европейского уровня, на ваш взгляд?
– У нас сильно смешаны «жанры», и отличить пиар от журналистики крайне сложно. Я, к примеру, когда работала журналистом, не работала пиарщиком. Просто ездила на редакторские задания. Делала мало материалов, связанных с выборами. Но когда я начала заниматься именно пиаром, я отошла от журналистики. Это был бизнес-пиар, политический пиар. Когда журналист теряет ориентацию, на мой взгляд, начинает страдать профессия. Журналистика не должна превращаться в обслугу: нужно высказывать свою точку зрения, а не чью-либо. Журналисту превращаться только в инструмент пиара нельзя. Это плохо.
– А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, занимающий пост руководителя пресс-службы того или иного ведомства?
– В первую очередь, он должен любить журналистов. Я, к примеру, всегда защищаю их перед чиновниками, перед людьми на улице. Я понимаю, в какой сфере они работают. Руководитель пресс-службы должен сам поработать журналистом, сам должен пройти этот путь. Тогда лишь он сможет в полной мере понять и принять позицию обычного корреспондента. Кроме того, когда человек становится чиновником, он переживает некоторую внутреннюю трансформацию. Невозможно работать с журналистами, если ты их не любишь, если ты их презираешь. Это твое личное нездоровое внутреннее состояние.