Город Ирина Скупова, уполномоченный по правам человека в Самарской области: «С телеэкранов первые лица страны говорят нам, что права надо соблюдать, а ситуация не меняется»

Ирина Скупова, уполномоченный по правам человека в Самарской области: «С телеэкранов первые лица страны говорят нам, что права надо соблюдать, а ситуация не меняется»

10 декабря мировая общественность отметила Международный день прав человека. О задачах и специфике работы омбудсмена в Самарской области рассказала уполномоченный по правам человека в регионе Ирина Скупова.

– Ирина Анатольевна, какова статистика: уменьшилось или увеличилось количество обращений от жителей области, связанных с нарушением их прав?

– Понимаете, дело в том, что количество таких обращений не изменилось. С телеэкранов первые лица страны говорят нам, что права надо соблюдать, а ситуация не меняется. Да, нельзя сказать, что нет реагирования. Но чаще всего оно бессодержательное: перенаправили, ответили, возбудили, отменили, направили на другую проверку, еще раз проверили – в общем, хронологическая сводка процессуальных действий. Говоришь чиновникам: вот же доводы заявителя, почему вы это не проверяете? Это как разговор глухого с немым, вот что происходит на сегодняшний день. «Подумаешь, избили бабушку или пенсионера, что, выезжать по каждому поводу? У меня тут два трупа на дежурстве», – говорят сотрудники правоохранительных органов. Вот это и есть невнимание, нежелание «копать».

Не хотелось бы упрекать в неквалифицированности наши органы, потому что есть и хорошие кадры, но когда я читаю эти доводы, я не понимаю, знает ли человек, который их писал, русский язык? Может ли он разбираться в юриспруденции? Знает ли он вообще жизнь?

– Ирина Анатольевна, готовы ли самарцы выносить на всеобщее обозрение свои личные проблемы, в случае если нарушаются их права?

– Все субъективно. Каждая ситуация, как правило, индивидуальна. Например, есть жалобы, проблемы у людей, которые требуют «вытягивания» их из «подковерного» состояния в публичное пространство. Это не всегда возможно, так как большинство заявителей не склонны показывать свою боль и беды другим. Иногда мы соглашаемся с ними и считаем, что это целесообразно в силу тактических телодвижений, потому что лучше договориться, продавить, объясниться, тем самым разрешив проблему без вынесения ее на публичное обсуждение. А иногда к нам приходит человек и просит рассказать всем о его проблеме, но это его также не спасет, это преждевременно, ведь мы еще не выяснили позицию органов, и, может быть, она будет обоснованной. Такие действия могут быть целесообразны, но не на начальном этапе разбирательства.

– В области наступила по-настоящему зимняя погода. Как сейчас обстоят дела у людей, которые являются дольщиками и вынуждены жить в домах, не введенных в эксплуатацию?

– Сейчас эти ситуации приобретают особую значимость в связи с риском для здоровья и жизни людей, живущих в таких домах. Обратить еще раз внимание на эту проблему, конечно, заставила и трагическая ситуация в Перми. Буквально на этой неделе к нам обратились жители дома №158 по улице Партизанской (на пересечении с Авророй). Десятиэтажный дом до сих пор не введен в эксплуатацию. Это означает, что электричество в нем подают по временной схеме, газоснабжение нестабильное, «как получится», иногда жители вынуждены пользоваться собственными газовыми баллонами. По факту жильцы электричеством не пользуются, а электроснабжающие организации выставляют им свои счета.

Застройщик – ООО «Астрал», который в течение пяти лет обещал довести дело до конца, никуда не скрывался. Но тем не менее с июля 2009 года прекратил свою деятельность, а его долги за электричество растут. И электросети, понимая, что с «Астрала» взять ничего нельзя и гораздо проще «додавить» жителей, стали предъявлять счета одноименному ТСЖ «Астрал», причем начисляя им выплаты не по тарифам для населения, а по тарифам организаций и учреждений. Тогда люди законно возмутились, сказали, что все уже оплатили (они действительно перечислили «Астралу» миллион рублей, но эти деньги до электроснабжающих организаций не дошли). И теперь их обязывают рассчитываться за то, что они оплатили как дольщики, потом повторно оплачивать то, что уже перечислили «Астралу», и расплачиваться за «Астрал» по текущим счетам. Согласитесь, что это уже перебор.

– Ирина Анатольевна, что можно предпринять для решения этой проблемы, ведь в Самаре это далеко не единичный случай?

– Сейчас наметились пути решения финансовых вопросов, но все они, конечно, очень «долгоиграющие», а электричество отключают уже сейчас. Нельзя не сказать добрые слова в адрес представителей электросетей, которые с пониманием отнеслись к ситуации, прислушались к нашим доводам о неправомерности возложения этих долгов на жителей и готовы не подавать иск в арбитражный суд, но один миллион рублей и оплату текущих платежей все-таки жителям произвести придется. Пока этого не произошло, электричество продолжают отключать с 9 вечера до 9 утра. И это уже едва не привело к трагическим ситуациям, когда грудного ребенка кормили в темноте, и при этом возникла угроза для его жизни: младенец подавился, и его с трудом удалось спасти. Я очень боюсь, что нагрянут еще какие-нибудь проверки, и, желая оградить жителей от угрозы взрыва, их просто выкинут на улицу. Поскольку позиция проверяющих органов вроде бы разумная: «Зачем вы въезжали в недостроенный дом?» А куда же им деваться, если они свои квартиры продали и таким образом решили свой жилищный вопрос? Ситуация замкнутого круга.

Такие случаи были у нас и ранее, в частности на Пятой просеке. Тогда удалось решить несколько проблем. Отключения электричества прекратились, в отношении долгов был найден разумный вариант, люди рассчитываются, подключилось ТСЖ. Но если достройку дома на Партизанской обязан завершить частный инвестор, то в ситуации с Пятой просекой обязанность по вводу дома в эксплуатацию лежала непосредственно на заказчике, то есть на департаменте архитектуры и строительства мэрии города. Мы не согласны с позицией департамента: там сказали, что с того момента, как дом в эксплуатацию сдан, департамент к этому объекту не имеет никакого отношения. Наша позиция, поддержанная прокуратурой, заключается в том, что дом приняли с вопиющими нарушениями. Мы добились внесения представления в прокуратуру в адрес департамента строительства и архитектуры. Предписание внесено в ноябре, но на запрос об исполнении этого предписания реакции департамента строительства нет. Сроки с момента представления прокуратуры давно прошли.

– В последнее время в СМИ появились сообщения о вопиющих нарушениях прав детей. Часто бывает, что один из родителей без ведома другого забирает ребенка себе. Много ли таких ситуаций в Самарской области?

– Да, сейчас много обращений по этому поводу, может быть, как раз и на волне публичного освещения раздела детей в известных семьях. Не могу сказать, что таких случаев очень много, но они все болезненные. Часто такие истории связаны с напряженными, скандальными ситуациями. Так, в семье Семендяй ребенка фактически насильно забрал отец и увез в другую точку России. При этом правоохранительные органы и прокуратура основания для мер реагирования не нашли. Они посчитали такие действия законными.

Аналогичная история произошла у самарчанки, заключившей брак с гражданином Армении. При этом, когда муж и жена не разведены, а отец ребенка пытается насильно вывести его либо в другой город, либо в другой регион или же, как в последнем случае, за пределы РФ, милиция считает, что здесь нет состава преступления. С этим в какой-то степени можно согласиться. Матери пишут: моего ребенка похитили, и правоохранительные органы реагируют именно на факт похищения. В итоге получается, что ребенка забрал отец, и никаких фактов для возбуждения уголовного дела нет. Но разве не дело самой милиции произвести квалификацию нужного состава преступления? На мой взгляд, самоуправство тут как минимум усматривается, и нельзя формально реагировать на слова о похищении, нужно обеспечить фактическое соблюдение прав и матери, и ребенка. Я говорю это не потому, что должна стоять на стороне женщины, а потому что рассматриваю эти дела объективно.

– Ирина Анатольевна, не так давно был предан огласке случай, когда сотрудник милиции удерживал и избивал несовершеннолетнего ребенка. Есть ли какие-то новости по этому поводу?

– Вы знаете, я не могу сказать, что люди из правоохранительных органов все сплошь «оборотни в погонах», но по непонятным мне причинам движения именно этому делу пока нет. Сам факт правонарушения случился в июле этого года, уголовное дело возбудили в августе. Мы регулярно, раз в две недели, узнавали, как идет следствие. При этом получали ответ только о перенаправлении дела, никаких результатов нет. Подтверждение побоев имеется, все справки судмедэкспертизы есть. Как итог – от сотрудника правоохранительных органов получена подписка о невыезде. Только на днях дело под свой контроль взял прокурор Промышленного района.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
126
ТОП 5
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления