Сохранение облика исторической части областного центра требует особого отношения и такта не только со стороны строителей и простых самарцев, но и со стороны властных структур. Пока же участие в сохранении исконного архитектурного облика Самары для строительных компаний — мероприятие по большей части накладное и неприбыльное. И пока не будут комплексно решаться вопросы, связанные с законодательным регулированием, финансированием и экономикой процесса, на месте одноэтажных старинных особняков продолжат вырастать огромные высотки. О своих взглядах на эту острую для Самары проблему рассказал в эксклюзивном интервью главный архитектор Объединения строительных компаний «Град» Александр Дучицкий.
- Александр Львович, сегодня очень много рассуждают об облике старой Самары. А есть ли у нашего города этот пресловутый единый архитектурный облик?
- О таком облике можно говорить, когда речь идет о Санкт-Петербурге, который изначально строился как город-ансамбль. Но купеческие города, такие как Москва или Самара, никогда не формировались в едином архитектурном смысле. Один дом всегда был не похож на соседний ни по стилю, ни по этажности. В архитектуре купеческих городов всегда сочеталось множество направлений. Но этим и хорош провинциальный город. Это не законсервированный город-памятник, а город, который формировался на протяжении многих десятилетий. Причем при строительстве исходили не только из представлений об эстетическом облике, но и из материальных и технических возможностей того времени. Это во-первых. Во-вторых, Самара всегда развивалась как город полифункциональный. Кварталы старого города никогда не делились четко по тем или иным назначениям. В одном и том же квартале могли располагаться фабрики, тут же были и жилые дома, рядом продовольственные лавочки и продуктовые магазины. Поэтому желание превратить старый город в музей под открытым небом, строить там только какие-то уникальные по архитектуре и общественному предназначению дома противоречит исконной исторической застройке. Та же самая Ленинградская, превратившись в сплошную улицу из магазинов, потеряла свой живой антураж. Поэтому говорить о том, что Самара нуждается в этом едином архитектурном облике, по моему мнению, не совсем верно.
- Если не было единого архитектурного облика, как тогда регулировалась застройка в старой Самаре до революции?
- Существовали четкие правила застройки, которые учитывали масштаб окружающих строений, этажность, сохранение существующих улиц в пределах красных линий, а также формирование силуэта города с рек Волги и Самары. Сегодня же большая часть этих принципов нарушается. Так, на набережной расположились высотные дома, которые закрывают собой всю панораму города, совершенно потерялась перспектива. Раньше этот принцип соблюдался очень жестко. К примеру, улица Фрунзе - это самая высокая точка в старом городе, по ней проходит водораздел между Волгой и Самарой. Поэтому четная сторона, та, что ближе к Волге, застроена двух- и одноэтажными домами. А нечетная сторона улицы – более высотными. То есть чем ближе дом к берегу, тем он должен быть ниже, чтобы не закрывать собой стоящие за ним объекты. Вообще, правил и тонкостей застройки великое множество. Дело в том, что каждый квартал сам по себе уникален и требует особенных архитектурных решений. В создании облика улицы важную роль могут сыграть даже такие особенности, как соседство с другими объектами. К примеру, нужно знать, куда выходит фасад, на площадь или на маленькую улочку. И в каждом из случаев необходим особый подход. Например, архитектору необходимо застроить локальную территорию вокруг площади Куйбышева. Какую этажность следует выбрать? Размеры самой площади задают масштабы окружающей застройки. Площадь потеряется и на фоне слишком маленьких, двухэтажных домиков, и рядом с 24-этажными высотками. Поэтому каждый конкретный участок в историческом центре города требует индивидуального решения.
- Учтены ли все эти тонкости в современном Градостроительном кодексе?
- Всевозможных правил и требований к застройке территорий сегодня даже слишком много. И, на мой взгляд, чем их больше, тем меньше они исполняются. Дело в том, что Градостроительный кодекс писался и принимался в годы строительного бума в России. И значит, регулировал механизмы строительства именно в этот период. Но в кризис этот кодекс практически не работает, поскольку предполагает систему множества барьеров — аукционы, конкурсы, слушания и т.д. А все это в конечном итоге приводит к удорожанию и удлинению строительного процесса. Это первая проблема. Вторая связана с тем, что после отвода земли застройщик получает строго ограниченную территорию определенного размера. И проектировщик должен запроектировать участок ровно в установленных границах. Конечно, он может на своем энтузиазме проработать и соседние, прилегающие территории. Но естественно, что никакой материальной компенсации или возможности воплотить разработки проектировщик не получит. И эта проблема особенно актуальна для старого города, где решать застройку без комплексного проектирования невозможно. К сожалению, заказчики это понимают далеко не всегда. Каждое пятно под застройку в старом городе должно быть на особом счету. И к решению или обсуждению этих проблем вполне может быть привлечена профессиональная общественность и градостроительный совет города.
- Почему же, несмотря на это особое отношение к застройке в историческом центре Самары, все чаще разрушаются памятники и строятся огромные многоквартирные дома?
- Это очень не простой вопрос. Даже при Советском Союзе со всей его бюрократией было гораздо проще заниматься проектированием и строительством в историческом центре, нежели сейчас. Вся земля и здания теперь — это частная собственность. И в каждом маленьком полуразрушенном деревянном домике может быть прописано огромное количество человек. И первое, с чем сталкивается застройщик, — это необходимость отселения. А мероприятие это более чем затратное. Поэтому с момента выделения участка до того, как будет расчищена площадка и выкопан первый ковш земли, может пройти несколько лет. За это время застройщик должен пройти по всем инстанциям, получить разрешительную документацию, провести коммуникации. Это также очень накладно. Но ведь все это бизнес. И как и любое предприятие, проект должен иметь свою экономику, чтобы результат мог не только окупить затраты, но и принести прибыль. Поэтому и возникают в исторической части города, на маленьком пятачке земли огромные высотки. Все упирается в одно — в деньги. Как только бизнесмену будет выгодно строить на дорогой земле в центре города сомасштабные красивые дома, как только они смогут получать с этого прибыль, сразу же выстроится очередь из инвесторов и предпринимателей, которые захотят восстанавливать исторический облик Самары. И то же самое касается реконструкции старинных зданий. Например, инвестор выкупает красивый деревянный особняк, решает его восстановить и эксплуатировать — сделать там бутик или клуб. Он готов потратить средства на реставрацию, привести объект в должное состояние. Но приходит пожарная инспекция и делает заключение, что использовать особняк по выбранному назначению невозможно, поскольку он деревянный. А инвестор брал кредит в банке именно под этот и ни под какой другой проект. И в этой локации с экономической точки зрения целесообразно только строительство клуба или магазина. Что остается делать бизнесмену? Снести старый красивый, но деревянный особняк и построить новый, кирпичный. Такое решение не зависит от качеств человека — хороший он или плохой, любит свой город или нет. Это бизнес. И тут должны учитываться интересы всего общества в виде правил и ограничений, так как архитектура работает не только на собственника, но и на облик города, то есть на всех жителей.
- Что должно произойти, чтобы восстановление и сохранение архитектуры старой Самары стало приоритетным в градостроительной политике города?
- Если мы не будем заниматься решением этих вопросов, старый город окончательно обветшает и рухнет. Но сохранность исторического облика Самары вероятна только в том случае, если к этому будут приложены большие силы и средства. Возможно, потребуется создание особой комиссии при администрации города, которая занималась бы исключительно вопросами восстановления и сохранения исторической Самары. И как только будут решаться проблемы, связанные с финансированием, с законодательством, с экономическими и инвестиционными перспективами этой части города, найдутся инициативные компании, которые захотят принимать в этом процессе участие и не будут рассчитывать на большую прибыль. Но в этом случае мне как архитектору или любому другому строителю важно знать, что труды не пропадут даром. Как только мы поймем, что все это строится для наших детей, что они будут жить и воспитываться в комфортной среде, будут уважать свою историю и культуру, процесс сдвинется с места. И это важно понять и строителям, и простым горожанам, и властным структурам. Иными словами, для сохранения культурного наследия необходимо на всех этапах строительной деятельности, от выбора участка, проектирования, согласований и непосредственно строительства проявлять профессионализм, такт и максимум культуры.