Прокуратура Самарской области отозвала иск о признании фильма Павла Бардина «Россия 88» экстремистским. В четверг, 14 января, самарский районный суд закрыл судебный процесс. Такое решение было принято из-за появления в деле новых обстоятельств. Впрочем, окончательная точка в процессе будет поставлена еще нескоро – судьбу фильма решит Генеральная прокуратура России. Претензии надзорного органа к создателям «России 88» считают необоснованными члены Общественной палаты РФ, известные самарские кинокритики и правозащитники.
В рамках фестиваля «Весенняя эйфория», 5 апреля прошлого года, в кинотеатре «Ролан» состоялся показ фильма Павла Бардина «Россия 88». В предисловии к кинокартине отмечено, что она имеет жесткое возрастное ограничение. Из-за обильного количества мата смотреть его рекомендуется исключительно лицам старше 18 лет.
Что касается сюжета, то Павел Бардин снял социальную драму, трагическую историю о Саше Штыке, 21-летнем парне. «Россия 88» – это фильм про русских скинхедов. Он снят в жанре псевдодокументального фильма – зрители следят за действием как бы через объектив видеокамеры, с постоянными стыками, склейками, обрывами записи.
Съемки осуществлялись якобы от лица «неполноценно еврейского» молодого человека по прозвищу Абрам. Вместе со Штыком он входит в подпольное националистическое объединение, провозглашающее лозунг «Россия для русских». На глазах Абрама разворачивается трагедия товарища, который, следуя за своей идеей, потерял все, и самое главное – жизнь.
По сюжету, молодые нацисты, якобы снимая свой фильм, обращаются на улицах Москвы к людям с вопросом, согласны ли с лозунгом «Россия для русских» и просьбой повторить его на камеру. Большинство опрошенных соглашаются – вне зависимости от своего возраста. Некоторые из них подтверждают, что «черных» надо гнать из России. Некоторые согласны, что это нужно делать «жестко», если по-доброму не хотят.
Как уверяют создатели фильма, при его создании использовалась только оригинальная нацистская музыка – диски были куплены в торговом центре «Горбушка» в Москве. Большую часть нацистской атрибутики достали через Интернет, а одежду героев фильма – из реального московского магазина, включая майки с надписями «Я – русский» и цитатой «14 слов» нацистского идеолога Дэвида Лейна. «Наш фильм – плод усилий множества людей, которые работали за идею. Не столько за идею кино, но за идею свободы, равенства, братства», – считают создатели картины.
Однако с мнением режиссера Павла Бардина не согласилась самарская прокуратура, которая потребовала признать его творение экстремистским. 23 декабря прошлого года в самарском районном суде должно было состояться первое рассмотрение иска прокурора области о признании данного фильма экстремистским. Однако рассмотрение дела перенесено на 14 января 2010 года в связи с болезнью судьи.
На повторном заседании дело закрыли. Самарская районная прокуратура отозвала иск о признании экстремистским фильма «Россия 88». «Прокуратура Самарской области ходатайствовала об отзыве иска из-за появления в деле новых обстоятельств. Ведь помимо нашей губернии данный фильм распространялся также и в других субъектах России. А психолингвистический анализ картины проводился негосударственными учреждениями. Таким образом, принято решение передать материалы дела в Генеральную прокуратуру России», – рассказал 63.ru старший помощник прокурора Самарской области Денис Авдеев.
В заключении лингвистического исследования материалов фильма «Россия 88» имеется ряд неоднозначных фактов. Так, на протяжении почти всей картины на экране проецируется прозрачная надпись «Россия 88». По мнению исследователей, цифрами 88 зашифрована буква H («Аш»), занимающая восьмое место в немецком алфавите. «HH» символизирует собой немецкое приветствие: «Hail Hitler». По-русски это звучит как «Хайль Гитлер». «Обыватель, не посвященный в это, в процессе просмотра настраивается и удерживается в состоянии постоянного поиска ответа на вопрос, что бы это значило. Осведомленный же зритель находится в напряжении: в его сознании фиксируется мысль о том, что в России есть силы, исповедующие гитлеровскую идеологию. И то, что эти силы имеют реальную значимость в государственном устройстве общественных отношений. По правилам непрямой коммуникации, эта мысль может послужить доминирующим фактором при дальнейшем восприятии окружающей действительности, ее оценки и поведения. Например, на государственную политику, юридические нормы общественно-социальные отношения», – считают специалисты.
Как бы то ни было на самом деле, фильм уже стал обладателем нескольких премий. Так, «Россию-88» удостоили специального приза «Событие года». Церемония вручения национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» прошла в центральном Доме кино. Премьерный показ фильма состоялся в феврале прошлого года на Берлинском международном кинофестивале (Berlinale) в рамках программы Panorama. Кинолента также получила приз жюри и приз гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня» 25 февраля прошлого года.
Претензии прокуратуры к фильму «Россия 88» считают необоснованными члены Общественной палаты РФ, известные кинокритики и правозащитники. «Да, я видела отрывки из этого фильма. Но мое личное мнение: наша прокуратура контролирует не те проблемы, на которые стоит обращать внимание в первую очередь. Возникает впечатление, что они создают видимость проделанной работы. В любом случае, это не дело надзорного органа – давать оценку художественному фильму, а тем более, запрещать его к показу», – поделилась своим мнением с редакцией 63.ru известная самарская правозащитница Людмила Кузьмина.
С мнением госпожи Кузьминой согласен и президент киноклуба «Ракурс», киновед Михаил Куперберг. По его словам, в фильме нет никакой «фашистской» агитации, экстремистским он не является. «Россия-88» – это обращение российского кинематографа к проблеме фашизма, попытка рассказать о проявлениях нацистских настроений в нашей стране. За эту попытку хочется сказать спасибо. Хотя фильм в некоторых моментах далеко не совершенен – но картину надо показывать людям, пусть и не в массовом прокате. Запрещать нужно сам экстремизм, и бороться надо с нацистскими группировками, а не с фильмами», – считает Куперберг.