«Третий товар бесплатно», «Распродаем все», «Скидки до 70%»... Предновогодний сезон распродаж сменил постпраздничный сейл. Зима перевалила за середину, и многие магазины стремятся избавиться от старого товара, освобождая место к весне. Но так ли щедры продавцы, и можно ли в действительности сэкономить, покупая на распродажах. Мы устроили рейд по самым крупным распродажам города и выяснили, где и куда падают цены.
Когда на блестящей витрине видишь яркий плакат с манящим лозунгом ценопада, не устаешь сожалеть, что мы живем не в Европе или США. Вот там-то действительно в дни распродаж можно поживиться на славу, прикупив вещи по бросовым ценам, порой даже ниже закупочной стоимости. Но нашим продавцам до такой великой щедрости еще далеко. И хотя только ленивый предприниматель сегодня не балуется различными маркетинговыми и рекламными уловками, покупатель выигрывает от этого крайне редко.
Впрочем, большинство уловок, которые маскируют под распродажи, пришли к нам именно из Европы. К примеру, акции - «все по 100, 200, 300...» Цена может быть разной, а расчет всегда один.
«Суть этого хода в том, чтобы привлечь покупателя в магазин, - рассказывает продавец-консультант крупного отдела одежды в ТЦ «Парх Хаус» Елена Суходей, - никакого обмана нет, за эту цену действительно можно приобрести ряд товаров, но, конечно, не все, что есть в магазине».
Правда, Елена оставляет за скобками то, что этот ряд товаров со скидками, скорее всего, весьма залежалый, а значит, под словом «распродажа» скрывается банальная уценка. Уцениваются часто и вещи из новых коллекций, но с неходовыми размерами. Тогда магазину ничто не мешает выставить на витрину изысканную вещь размера XS с невероятной скидкой, а ту же модель других размеров оставить без уценки. Покупатель пришел, померил и уже мысленно купил эту вещь, уходить без нее из магазина будет просто обидно.
Что принес нам Новый год
Над сложными рекламными ходами и трюками ежечасно бьются хитрейшие специалисты. И, надо сказать, они неплохо пудрят мозги потребителям. Вот и наступивший год принес нам немало новых лозунгов и акций. Например, многослойные скидки, когда за второй и последующие товары скидка становится все больше и больше. Конечно, весьма неплохо прикупить фен, кофеварку и получить моющий пылесос почти даром, но... Акция не так проста, как кажется. Наверняка первым изделием в чеке будет самое дорогое, и хорошо еще, если стоимость товара не будет сильно отличаться от рыночной. Кто помнит, сколько моющий пылесос стоил пару месяцев назад? Видимо, именно в его стоимость уже включены издержки за скидки на фен и кофеварку. Но самое главное в том, что вам-то на самом деле, скорее всего, были вовсе не нужны ни фен, ни кофеварка...
«Прежде чем решаться на тройную покупку, не поленитесь пройти по аналогичным магазинам и сравнить цены на товары, - советует торговый представитель крупной коммерческой сети Константин Лобачев, - вполне возможно, что по соседству эти товары будут стоить гораздо дешевле без всяких акций».
Похожий расчет кроется и за купонными акциями, когда вместо скидки магазины предлагают флаеры с бонусами, которые можно обменять на покупку позже.
«Не обманывайтесь хрустом ненастоящих денег, - смеется Константин, - магазины просто заманивают вас совершить еще одну покупку».
Когда все по-честному
Вообще, не секрет, что при любой, даже самой грандиозной распродаже продавец никогда не остается в убытке.
«Специалисты разделяют распродажи на два типа, - рассказывает Константин, - первый — когда магазин специально закупает дешевый товар, который потом и выставляет по бросовой цене. Это делается, чтобы наработать хорошую репутацию у потребителя. Однако стоит ли говорить, что качество товара в таком случае чаще всего оставляет желать лучшего. При сезонных распродажах гораздо чаще используется ликвидационный принцип. Продавцу гораздо выгоднее освободить место под новый товар, нежели хранить старые остатки. В таком случае цены действительно снижаются, но все равно остаются гораздо выше закупочной стоимости. К тому же ликвидационная распродажа - это хороший повод, чтобы на ее волне привлечь в торговые залы дополнительный поток покупателей. Если человек купил дешевый товар на распродаже, велика вероятность, что попутно он приобретет что-нибудь еще, не подвергшееся уценке, хотя бы из экономии времени».
Ликвидационная распродажа — самая честная, это действительно возможность немного сэкономить на покупке.
«Если учитывать, что у крупных торговых сетей партия товара должна уходить максимум за неделю, то можно предположить, что именно сейчас у потребителей самая лучшая возможность закупить все те товары, которые не были проданы в предпраздничные дни — например, все, что связано с новогодней тематикой, сейчас значительно упало в цене. Другой вопрос, что сейчас это мало кому нужно», - уверяет Константин.
«Опасны» ликвидационные распродажи, только когда дело касается продуктов питания, ведь в таком случае ликвидацию устраивают, когда срок хранения продуктов близится к концу.
Качайте права
Как бороться с продуктовыми сетями, в Законе о защите прав потребителей прописано четко и ясно. Впрочем, потребителю и самому не мешало бы не впадать в гипноз и внимательно смотреть на сроки годности продуктов, соотносить свои потребности с желаниями и не заваливать тележки с горкой. Опытные шопоголики советуют брать с собой в магазин список товаров, которые нужно купить, и строго ограниченное количество денег — так, чтобы едва хватало на самое необходимое.
Впрочем, если налицо строгое нарушение закона, мошенничество или обман, не стесняйтесь жаловаться.
«Отправляясь в магазин, стоит помнить несколько простых правил, - говорит юрист Андрей Высницов, - не впадайте в раж, всегда трезво оценивайте условия акции, и тогда вас будут меньше обманывать. А еще всем неплохо было бы знать несколько выдержек из Закона о защите прав потребителей. Например, если на витрине вы видите вещь с одной ценой, а в чеке она изменилась, вы вправе потребовать от магазина продать товар по заявленной цене. Есть такое понятие «публичная оферта»: если продавец публично объявил свои условия, то обязан их выполнить. Если речь идет о скидке, то покупателю должны предоставить информацию не только о новой цене, но и о старой, которая была до акции. Часто продавцы предупреждают, что изделия, купленные на распродаже, не подлежат возврату и обмену. Это не так. Подлежат, как любой товар, в течение 14 дней. В конечном итоге в каждом магазине по сей день должна быть жалобная книга. Не стесняйтесь оставить в ней свое мнение, подписанное именем, фамилией и домашним адресом. В таком случае дирекция магазина просто обязана будет ответить вам в письменной форме, и этот ответ может являться серьезным аргументом уже при разбирательстве в суде».
Aвтор: Варвара Петрова