Город Денис Авдеев, старший помощник прокурора Самарской области: «Все, кого мы привлекли к ответственности за экстремистскую деятельность, не достигли и 30-летнего возраста».

Денис Авдеев, старший помощник прокурора Самарской области: «Все, кого мы привлекли к ответственности за экстремистскую деятельность, не достигли и 30-летнего возраста».

Минувший год для Самарской области стал относительно спокойным в плане проявления экстремизма. Имели место быть лишь единичные случаи. Что же толкает людей на подобные поступки и как прокуратура области борется с этой серьезной проблемой? Об этом и многом другом корреспондент 63.ru узнал у старшего помощника прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Дениса Авдеева.

– В 2008–2009 годах были возбуждены 14 уголовных дел, связанных с экстремизмом. Денис Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, что это были за дела?

– В 2008 году следственные подразделения ФСБ России по Самарской области возбудили три уголовных дела. Одно из них по статье 280 УК РФ, то есть «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Было установлено, что один из жителей Самары опубликовал в Интернете подобные призывы. Он признал свою вину и по решению суда был осужден на один год лишения свободы условно. Другие дела были взаимосвязаны: два жителя Самары – Роман Мишуров и Илья Шунин – занимались в Самаре созданием ячейки национал-большевистской партии, деятельность которой запрещена судом. Они активно пропагандировали деятельность партии через Интернет, обклеивали город листовками соответствующего содержания. Все эти факты были выявлены в ходе предварительного расследования. Обоим фигурантам было назначено наказание в виде одного года, шести месяцев лишения свободы условно.

Следственный комитет при прокуратуре Самарской области в 2008 году возбудил два уголовных дела экстремистской направленности. Одно – по факту действия на территории города Тольятти организации «Джамаат». По мнению следственных органов, ее представители осуждали трактовку ислама в соборной мечети, осуждали деятельность имама, выдвигая при этом свою трактовку ислама. До настоящего времени процессуальное решение по данному уголовному делу так и не принято, оно находится в стадии расследования.

Второе дело было возбуждено по факту, который имел место еще в 2007 году. Тогда неустановленными лицами по Самаре распространялись листовки пропагандистского характера с экстремистскими лозунгами. Это было связано с избирательной кампанией депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева. Позже лица были установлены, и в феврале 2009 года было вынесено судебное решение. Один из подсудимых признал свою вину, раскаялся в содеянном и был освобожден от уголовной ответственности, так как срок давности по этому делу истек. Второму фигуранту – Максиму Пешкову – было назначено наказание в виде штрафа.

Пять уголовных дел в 2008 году возбудили следственные органы внутренних дел. Одно по статье «Хулиганство», два – «Угроза убийством по мотивам национальной ненависти». Также были два уголовных дела, возбужденных по факту причинения побоев по мотивам национальной ненависти.

– А что можно сказать о тех четырех уголовных делах экстремистской направленности, что были возбуждены в году минувшем?

– Минувший год для нас впервые за пять лет ознаменовался совершением убийства на почве национальной ненависти. Это произошло в Тольятти. Три парня совершили два убийства и одно причинение тяжкого вреда здоровью на почве национальной неприязни. Сейчас все трое находятся под следствием. Это уголовное дело находится на стадии завершения, и скоро его фигуранты предстанут перед судом. Одно из дел в минувшем году было возбуждено отделом ФСБ по факту размещения в сети Интернет Дмитрием Кириллиным материалов экстремистского характера. Он привлечен к ответственности и признан судом виновным, ему назначили наказание – один год лишения свободы условно. Также в 2009 году два дела были возбуждены по статье «Причинение побоев» на почве национальной неприязни. Один из этих двух инцидентов произошел в Тольятти, другой – в Самаре.

–В прошлом году прокуратура области намеревалась добиться запрета деятельности на территории Самарской области религиозного течения «Свидетели Иеговы». На каком этапе находится рассмотрение этого вопроса сейчас?

– В настоящее время рассмотрение гражданских дел о ликвидации религиозной организации «Свидетели Иеговы» на территории Самарской области прекращены в облсуде. Соответственно, комментировать деятельность этой организации в настоящий момент я не могу.

– Денис Евгеньевич, скажите, имеет ли место детский экстремизм в Самарской области? И какие меры предпринимаются для того, чтобы дети не совершали преступных деяний данной направленности?

– Как показывает практика – да. Единичные случаи действительно есть. В частности, в 2008 году имел место инцидент в одной их школ Хворостянского района. Тогда несколько школьников поконфликтовали и подрались между собой именно по причине национальной неприязни, обусловленной стремлением к личному лидерству среди сверстников. Больше, до настоящего момента, подобных случаев мы не отмечаем. Прокуроры на местах отслеживают эту ситуацию. Но она достаточно стабильна. Явных проявлений национализма, ксенофобии среди детей не отмечено.

Определенная работа пропагандистского толка проводится прокуратурой среди школьников, студентов, учащихся колледжей. Работниками прокуратуры объясняется законодательство о противодействии экстремистской и антитеррористической деятельности. Мы считаем, что это очень важное направление. Ведь ни для кого не секрет, что подростки – это своеобразный горючий материал для любых проявлений экстремизма. Различные деструктивные течения используют в своих целях, в первую очередь, молодежь. Они же особо не вникают в причинно-следственную связь, а видят ситуацию поверхностно. Наверное, именно по этой причине все лица, привлеченные нами к ответственности за экстремистскую деятельность, не достигли и 30-летнего возраста.

– А если сравнивать в этом вопросе Самарскую область с другими регионами России, как мы смотримся на фоне всех остальных?

– Несмотря на то, что Самара – это многонациональный и многоконфессиональный регион, ситуация с экстремизмом у нас достаточно стабильна и контролируема. И откровенных его проявлений у нас не было в отличии, скажем, от Санкт-Петербурга, Москвы или Воронежской области. Там эта проблема действительно остро стоит, поскольку на этих территориях имели место межнациональные конфликты, которые принимали массовый характер.

– Какие меры предпринимает прокуратура области, чтобы не допустить дестабилизации относительно спокойной ситуации с экстремизмом в регионе?

– Прежде всего мы проводим систематические проверки в различных контролирующих органах. В частности, в управлении Федеральной миграционной службы Самарской области. Не секрет, что экономический кризис наложил отпечаток на экономическую систему в регионе. Поэтому, если процессы миграции не контролировать в надлежащем правовом порядке, это грозит негативными проявлениями. Мигранты не привередливы, согласны работать практически в любых условиях. В итоге это может быть обыграно различными деструктивными течениями. Например, они могут сыграть на самолюбии местного населения, «столкнув лбами» представителей разных национальностей. Поэтому вопросам миграционного контроля мы уделяем особое внимание.

Есть в Самарской области такое управление – Роскомнадзор. Это организация, которая призвана следить за СМИ на предмет недопущения публикации в на них экстремистских материалов. В первой половине текущего года мы проводили масштабную проверку, которая также выявила ряд нарушений. Кроме того, мы ведем активную работу со СМИ, ведем разъяснительную работу среди учащихся школ, вузов – стараемся формировать у людей принципы толерантности.

– Вы упомянули мировой финансовый кризис. Получается, что он наложил определенный отпечаток на ситуацию с экстремизмом в области?

– Я бы не сказал, что он наложил какой-то более или менее существенный отпечаток в этом вопросе. Кризис не повлиял на мировоззрение людей. Жители Самарской области, в большинстве своем, все также адекватно относятся к представителям другим национальностей, это отмечается руководителями национальных диаспор области, и единичные случаи проявления экстремизма не носят массового характера.

– Денис Евгеньевич, как прокуратура области контролирует размещение материалов экстремистского характера в сети Интернет?

– Мы проводим систематический мониторинг сети. Сейчас среди молодых людей стало модным посещение сайтов, на которых дается подробная инструкция, как приготовить взрывчатое вещество в домашних условиях. Печальный результат этой моды налицо. Все помнят трагический случай в Тольятти, когда от взрыва самодельной бомбы погибло восемь человек. Кроме того, в Самаре был случай, когда несовершеннолетний житель Самары Алексей Николаев подорвал отделение милиции, находящееся на площади Славы. Тогда было достоверно установлено, что информацию о том, как собрать самодельное взрывное устройство, Николаев получил на определенном тематическом сайте. По этой причине было принято решение об ограничении доступа к таким источникам.

– Прокуратура контролирует и «Живой журнал»?

– Мы отслеживаем те материалы, что появляются в нем, выявляем факты экстремизма, когда люди выкладывают в своих электронных дневниках посты соответствующего характера. Есть случаи возбуждения уголовных дел. Например, всем известный случай с Дмитрием Кириллиным, который произошел в 2009 году. Он был привлечен к уголовной ответственности за экстремистскую публикацию именно в «Живом журнале».

– А такие сайты, как «В контакте», «Одноклассники», тоже отслеживаются?

– Я бы не сказал, что за ними идет тотальная слежка. Мы изучаем ситуацию, проводим мониторинг, но та информация, что имеется на этих сайтах носит, скорее, познавательный характер. Насколько мне известно, пока еще не было случаев, чтобы бывшие одноклассники обсуждали межнациональные проблемы на таких сайтах. Они больше заинтересованы в обмене личными жизненными впечатлениями на отвлеченные темы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления