В последнее время все чаще жители Самары и области обращаются в силовые ведомства, жалуясь на подозрительные предметы, похожие на взрывчатку. Иногда беспокойство людей вызывает забытый кем-то на вокзале детский рюкзачок или коробка, а порой даже и обычный кусок мыла, закинутый «шутниками» на дачный участок. Обостренную бдительность граждан психологи связывают с пережитым стрессом от недавних террористических актов в Москве и введенным впоследствии режимом особой готовности на всей территории РФ. Однако, как утверждают представители силовых ведомств Самары, ситуация складывается двоякая. Ведь для кого-то введение особого режима послужило обострением гражданского самосознания, но для некоторых – лишним поводом «пошутить».
Все чаще в милиции раздаются звонки о якобы заложенных взрывных устройствах в тех или иных учреждениях или жилых домах. Иногда тревожный сигнал – следствие обоснованно повышенной бдительности граждан, но чаще всего это результат нездорового чувства юмора. Он, кстати, имеет совершенно четкое определение в Уголовном кодексе Российской Федерации: «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (207 УК РФ). По этой статье предусмотрена ответственность как в виде условного наказания, так и в виде реального заключения в местах не столь отдаленных.
Так, на прошлой неделе ученица одной из губернских школ позвонила в родное учебное заведение и сообщила, что в здании заложена бомба. Директор, получившая тревожный звонок, обратилась в милицию. Ученики и преподавательский состав были срочно эвакуированы из школы. Силовые ведомства провели все необходимые мероприятия для поиска взрывного устройства. Однако бомбы в здании так и не было найдено. Теперь родителям несовершеннолетней «террористки» придется отвечать за поступок дочери. Она, кстати, мотивировала свой поступок невинным желанием пошутить.
Однако на фоне «террористов»-шутников выгодно выделяются сознательные граждане, сообщающие о подозрительных предметах, похожих на взрывчатку, исходя из соображений собственной безопасности и опасений за свою жизнь. А режим особой готовности, введенный по всей России в связи с террористическими актами в Москве, лишь катализировал эту сознательность.
Так, во вторник, 6 апреля, в зале ожидания самарского железнодорожного вокзала был обнаружен детский рюкзак. Эта находка послужила причиной для беспокойства бдительных пассажиров, которые тут же сообщили о ней в железнодорожный РОВД. Приехавшие на место силовики в срочном порядке эвакуировали всех людей, находившихся в это время в зале ожидания, и приступили к поиску рюкзаке взрывчатых веществ. Однако таковых там не оказалось. Вся операция заняла менее часа.
В Средневолжском УВДТ на транспорте корреспонденту 63.ru пояснили, что сейчас подобные звонки от бдительных пассажиров не редкость. По поступившим сигналам проводятся соответствующие мероприятия. К счастью, пока еще ни одно опасение пассажиров не подтвердилось. Повышенную бдительность граждан к посторонним предметам, оставленным в общественных местах, подтверждает и руководитель управления гражданской защиты Самары Эдуард Арзуманян. По его данным, после введения в Самарской области режима особой готовности в связи с терактами в Москве количество «тревожных звоночков» в силовые ведомства увеличилось. В подтверждение тому можно привести несколько примеров.
Так, утром 7 апреля на земельном участке своего частного дома, расположенного на седьмой просеке, мужчина обнаружил подозрительный предмет, похожий на взрывчатку. Он позвонил в милицию и сообщил об этом. Приехавшие на место силовики констатировали, что «взрывчатым веществом» является кусок мыла, заклеенный скотчем. Как оказалось, его хозяину участка подбросил сосед. Что двигало им – желание пошутить или же отомстить за что-то – теперь определят силовые ведомства. Пока что решение о возбуждении против него уголовного дела не принято – ведется доследственная проверка. «То, что бдительность людей в связи с терактами в Москве увеличилась, – это хорошо, – считает начальник пресс-службы ГУВД по Самарской области Игорь Юсупов. – Потому что сегодня забытый детский рюкзак на вокзале окажется пустым, а завтра в нем может быть обнаружена бомба. Но тут есть и другая сторона вопроса – это так называемые «телефонные террористы». Они, звоня в милицию и сообщая о якобы готовящемся взрыве, из хулиганских побуждений дестабилизируют работу тех или иных учреждений и настроение в обществе в целом».
Но порой люди не предают значения риску терроризма вовсе, руководствуясь сомнительными доводами «с нами-то этого точно не случится» или «Самара не Москва, кому она нужна?». На самом деле «угроза взрыва» – это не обязательно террористический акт в привычном его понимании. Есть среди населения губернии и обычные хулиганы, горе-ученые и прочий сомнительный народ, который может заминировать то или иное здание, руководствуясь далеко не политическими соображениями. «К счастью, людей, которые не придают значения подозрительным предметам, оставленным в общественных местах, меньшинство», – отмечают в силовых ведомствах Самары.
Фото: Видео Олега ЛАЕВСКОГО