По официальным данным силовых ведомств губернии, уровень преступности в области несколько снизился. Несмотря на это первый квартал текущего года ознаменовался несколькими громкими преступлениями. Кроме того, до сих пор ведутся следственные действия по уголовным делам, возбужденным в 2009 и 2008 годах. О ходе их расследования, а также о работе аппарата главного следственного управления в целом рассказал начальник ГСУ при ГУВД Самарской области Юрий Супонев.
– Юрий Алексеевич, расскажите немного о ведомстве, которое вы возглавляете. Какое место оно занимает в структуре силовых ведомств губернии?
– Следственный аппарат всегда существовал, существует и будет существовать. В свое время он находился в системе судебных органов. В некоторых странах до сих пор соблюдается именно эта система, например, во Франции. Наверное, это правильно. Потому что понятие «уголовное делопроизводство» состоит из двух частей: расследование и судебное разбирательство. Это неразрывные части одного целого. Ни один приговор не состоится, если не проведено грамотное, качественное следствие.
Говоря о перспективах развития нашего аппарата, хочу отметить, что мы все больше и больше работаем в тесном контакте с судом. Больше находимся не под прокурорским надзором, а под судебным контролем. Все больше получаем судебных разрешений на проведение тех или иных следственных действий, нежели раньше. Например, в восьмидесятых годах мы практически не обращались в суд. Сейчас же, в соответствии с требованиями закона, обращаемся за разрешениями в применении меры пресечения в виде заключения под стражу, за получением разрешений на обыск, прослушивание телефонных разговоров и так далее. Кроме того, законом сейчас предусмотрено очень много вариантов, когда участники уголовного процесса обращаются с жалобами на действие следователя, его решение. И суд принимает те или иные решения. Например, он может указать на ошибки следователя еще на стадии предварительного следствия. Я считаю, что это правильно. Мы видим, что слияние с судебной системой является перспективной для нашего развития.
Недавно мы отметили свой небольшой профессиональный праздник – сорок седьмая годовщина образования следственного аппарата. Праздник не слишком приметный, но мы его чтим. В 1963 году был издан Указ Президиума Верховного Совета о создании аппарата главного следственного управления. Тогда к нам на помощь пришли сотрудники прокуратуры, потому что следственный комитет тогда был создан при прокуратуре. Сейчас следственный аппарат насчитывает 1050 штатных единиц, включая руководство. Мы расследуем уголовные дела о хищениях, грабежах, разбойных нападениях, причинениях тяжкого вреда здоровью, фальшивомонетчестве.
– Какие из этих уголовных дел являются наиболее сложными?
– Безусловно, наиболее сложные уголовные дела – это дела экономической направленности. Они очень объемные, сложны с точки зрения процесса доказывания вины подозреваемых. Как правило, их расследование занимает очень много времени. Наиболее сложные из них – те, которые носят характер организованных преступных групп. Они расследуются в следственной части главного следственного управления.
– Расскажите о наиболее ярких уголовных делах, расследуемых в текущем году.
– В первом квартале текущего года мы закончили расследование уголовного дела «банды Юртайкина». В течение 2009 года вышеуказанная банда совершала хищения автомобилей марки «Лада Приора», подделывали номера. Подозреваемым вменен 21 эпизод данной преступной деятельности. Следствием установлено местонахождение 12 автомашин из 21 украденной. Суммарный ущерб от деятельности преступной группы составил более семи миллионов рублей. Сейчас уголовное дело направлено в суд. Кроме того, закончено и направлено в суд уголовное дело в отношении экс-директора ООО «Самарабланкиздат». Суммарный ущерб от преступной деятельности этого человека, по мнению следствия, составляет несколько миллионов рублей. Кроме того, следует отметить уголовное дело, возбужденное в отношении директора ООО «Самарский дом печати».
– Как продвигается расследование уголовных дел, связанных с деятельностью так называемых финансовых пирамид?
– Мы до сих пор получаем заявления и жалобы от граждан, которые пострадали от деятельности организаторов и руководителей финансовых пирамид. Так, пирамида «Возрождение 63» сейчас насчитывает свыше тысячи потерпевших. От деятельности потребительских обществ «Роспродторг», «Горпродторг» пострадали в основном пенсионеры, то есть наиболее доверчивый социальный слой населения. Общее количество пострадавших граждан превышает 4500 человек. Общая сумма нанесенного ущерба при этом – свыше 500 миллионов рублей. Преступление это носило межрегиональный характер. То есть, от деятельности этих потребительских обществ пострадали не только жители нашей губернии, но и Саратова, Воронежа и других городов. Руководитель потребительских обществ «Роспродторг» и «Горпродторг» установлена – это Бокова Ольга Петровна. В настоящее время она объявлена в федеральный розыск.
– Получается, что люди до сих пор верят мошенникам? До сих пор идут к ним и несут деньги?
– Самое интересное, что некоторые из обманутых граждан до сих пор верят, что пропавшие руководители финансовых пирамид объявятся и отдадут им деньги. Поэтому мы проводим активную работу среди населения, чтобы люди не поддавались на уговоры мошенников. Ведь есть простая, точная русская пословица: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Механизм обмана на самом деле очень простой: обещаются очень высокие проценты от вкладов. При этом вкладчикам рассказываются сказки о том, какие у потребительского общества есть замечательные проекты. И люди верят в это.
– Есть ли у этих людей надежда на то, что ущерб, который нанесли им мошенники, будет возмещен?
– Надежда всегда остается. Но нужно отметить тот факт, что виновен человек или нет, определяет только суд. Соответственно, вопрос о возмещении ущерба от преступной деятельности тех или иных лиц решается только после вынесения приговора. По ряду уголовных дел, например по «Росподторгу» и «Горпродторгу», нами наложен арест на имущество данных потребительских обществ. И мы надеемся, что в рамках судебного процесса выводы о виновности обвиняемых лиц, сделанные в ходе предварительного следствия, найдут свое подтверждение. И то имущество, на которое нами сейчас наложен арест, будет реализовано в счет возмещения ущерба обманутых граждан. Но это не сиюминутный процесс.
Хочу отметить, что, исходя из имеющейся практики ведения подобных уголовных дел, можно сделать вывод: ущерб гражданам, пострадавшим от финансовых пирамид, возмещается крайне редко. По крайней мере, в полном объеме. Достаточно вспомнить знаменитое дело финансовой пирамиды «МММ». Получил кто-нибудь из вкладчиков возмещение ущерба? Никто не получил.
– Юрий Алексеевич, как сейчас обстоят дела с расследованием уголовного дела, возбужденного по факту продажи алкогольных напитков в магазине «Ашан« без соответствующей лицензии?
– В позапрошлом году была проведена проверка деятельности торгового комплекса «Ашан», в результате которой был выявлен ряд нарушений. В частности, нарушения были связаны с использованием акцизных марок на алкогольную продукцию. Было выписано постановление на устранение выявленных нарушений. И этим же постановлением было приостановлено право деятельности «Ашана» на реализацию алкогольной продукции. Вопреки данному постановлению торговый комплекс продолжал реализовывать алкогольную продукцию: с июня по декабрь 2009 года. За этот промежуток времени, реализуя алкоголь незаконным путем, «Ашан» получил прибыль более чем в 200 миллионов рублей. Это послужило поводом для возбуждения уголовного дела. На данный момент оно находится в стадии предварительного следствия. Обвинение конкретному лицу пока что не предъявлено. Предвосхищать события, говоря о том, кому обвинение в итоге будет предъявлено, я бы не стал.
– До 2012 года структура МВД должно сократить свою численность на 20%. Расскажите, каким образом реформа силовых ведомств будет происходить в нашей губернии?
– В рамках реформирования МВД нам предстоит сокращение численности штаба. В ближайшее время мы готовим предложение о сокращении численного состава на 20 единиц. Кроме того, сейчас ведутся активные разговоры о создании единого следственного комитета России. И руководитель следственного комитета при Генеральной прокуратуре в феврале текущего года озвучил свое мнение по этому поводу. Он сказал, что сейчас созданы все условия, и мы тоже будем работать в этом направлении. Когда произойдет это реформирование, в какой форме произойдет объединение, я сказать затрудняюсь. Это непростой и неоднозначный процесс. Естественно, тут будут и плюсы, и минусы... Но на какой чаше весов будет больше аргументов, мы сможем увидеть лишь тогда, когда это объединение произойдет.