Общее сокращение потока абитуриентов и финансовые проблемы учащихся, осложнившие набор на коммерческие отделения, затруднили вузам ввод новых специальностей. Но отказываться от проектов развития высшая школа не намерена. Расширяя программы обучения, вузы инвестируют в будущее, стремясь «застолбить» себе место в новых перспективных нишах образовательного рынка.
Новые специальности в вузах появляются как на бюджетных, так и коммерческих отделениях. Платное обучение будет востребовано при любой финансовой ситуации, полагают в учебных заведениях: образование — цель долгосрочная, и, как правило, откладывать средства на обучение начинают заранее. Студенты и их родители скорее предпочтут сэкономить на чем-то другом, но не на дипломе. Такой расчет позволяет реализовывать программы обучения новым специальностям как государственным, так и частным вузам. Коммерческие вузы вообще начинали работать по новым направлениям обучения одними из первых - оперативность реакции на требования рынка труда — одно из их конкрентных преимуществ.
В основном новые специальности открываются на гуманитарных факультетах, на которые приходится основной набор абитуриентов. К примеру, в Самарском государственном экономическом университете недавно было открыто обучение по направлению «Социология», - отмечает Елена Яшина, директор Центра корпоративного развития Самарского государственного экономического университета. «В настоящее время социологи востребованы в разных сферах: они нужны в научных социологических подразделениях, социологических службах предприятий, их охотно привлекают к проведению маркетинговых исследований и любой аналитической работе», - объясняет она мотивацию вуза.
Среди других новых для СГЭУ специальностей — те, что относятся к сфере экологии («Экология природопользования») и IT («Организация и технология защиты информации»).
«Появление этих направлений в программе вуза объясняется спросом на подобных специалистов. Современное общество с каждым годом все большое внимание уделяет окружающей среде. Соответственно, растет спрос и на профессионалов в данной области. Экологи требуются в проектных, изыскательских, производственных организациях в органах охраны природы, государственных органах управления природопользованием. В СГЭУ получить такое образование можно, обучаясь по специальности. Потребность в специалистах по информационной безопасности в наш информационный век тоже доказывать не нужно», - замечает Елена Яшина.
Технические вузы, расширяя образовательные программы, также ориентируются на спрос работодателей. Так, именно потребностью в профессионалах в региональной энергетике, нефтянке и сельском хозяйстве объясняет ответственный секретарь приемной комиссии Самарского государственного технического университета Николай Охтя открытие новых образовательных программ «политеха» - «Технологии воды и топлива на тепловых и атомных станциях», «Геологии нефти и газа», «Технологии хранения и обработки зерна».
А в Самарской гуманитарной академии объясняют изменения в учебных планах переходом вуза на Болонскую систему, предполагающую двухступенчатую систему обучения: новые программы лицензируются специально для бакалавриата и магистратуры. Например, академия уже перешла на двухступенчатую систему образования в обучении студентов в магистратуре по специальностям "Философия" и "Юриспруденция". «Для будущих магистров юриспруденции обучение ведется по программе «Предпринимательское и коммерческое право», - рассказала проректор по учебной работе и качеству СаГА Ольга Серова. - На отделении философии для абитуриентов предлагаются сразу три магистерские программы: «Философия и технология масс-медиа», «Философия эффективного бизнеса» и «Философия культуры и искусства». Итогом двухлетнего обучения по одной из этих программ станет защита магистерской диссертации и получение государственного диплома магистра философии».