Это явление существовало в нашей стране всегда. Просто называлось по-другому: что-то вроде «отдам в хорошие руки» или «бери, боже, что нам негоже» - в зависимости от ситуации. Сегодня же в Самаре работает много магазинов, предлагающих приобрести «вторую жизнь вещей». Кто-то отправляется туда по причине ограниченности бюджета, кто-то в поисках эксклюзивного, чего там и правда предостаточно, а кто-то — и по экологическим причинам. И как к этому явлению относиться?...
Это явление существовало в нашей стране всегда. Просто называлось по-другому: что-то вроде «отдам в хорошие руки» или «бери, боже, что нам негоже» - в зависимости от ситуации. Сегодня же в Самаре работает много магазинов, предлагающих приобрести «вторую жизнь вещей». Кто-то отправляется туда по причине ограниченности бюджета, кто-то в поисках эксклюзивного, чего там и правда предостаточно, а кто-то — и по экологическим причинам. И как к этому явлению относиться?...
История
История секонд-хенда зарождалась в бабушкиных сундуках, превратившихся в советское время в чемоданы, а уж про тюки с детской одеждой, кочующие по родственникам, и говорить не стоит. Правда, с тех пор как подняла голову азиатская промышленность, народный секонд-хенд стал работать с перебоями: турецкие футболки чаще всего не в состоянии дожить до следующего хозяина и заканчивают свою карьеру в лучшем случае в почетной роли тряпок. Зато к нам из-за границы хлынул поток секонд-хенда, порожденный тамошним обществом потребления, которое не в состоянии потребить все, что производит.
Одноразовая жизнь
Этот поток расколол наше общество на классы почище любой политической доктрины. К классу противников секонд-хенда сразу примкнули наши уважаемые сограждане, живущие по принципу «мы бедные, но гордые». Люди, подобные им, выстояли в Сталинградском сражении, поэтому не будем их осуждать и оставим в покое их убеждения. К ним примкнули люди подозрительные, свято уверенные в существовании заговора Сионских мудрецов. В каждой вещи, пришедшей с Запада, они видят орудие уничтожения, «иначе зачем бы они такие хорошие вещи выбрасывать стали...». Есть в этой компании и люди, которые в целом не являются противниками секонд-хенда — просто им статус не позволяет одеваться в подобных местах.
Экологический подход
Состав сторонников этого явления более разнообразен. Сюда — вынужденно — попали и те, которые «бедные, но не гордые»; есть тут люди материально зависимые — в том смысле, что для них чем больше вещей — тем лучше. Здесь же есть люди, которым откровенно все равно, во что одеваться: они свято верят, что «не шмотка красит человека, а провожать меня все равно будут по моему выдающемуся уму». В эти магазины приходят люди, которые органически не переносят ширпотреб, — и тут они удовлетворяют свою потребность в оригинальном. Здесь часто пасутся люди с авантюрной складкой, которые в детстве недоиграли в пиратов и поиски сокровищ — и они находят тут сокровища. Одним словом, явление живет благодаря тому, что удовлетворяет, как говорится, запросам самых разных групп населения — доказательством служат сети подобных магазинов, самая заметная из которых - «Планета Секонд-Хенд». Магазин выработал свою философию, весьма грамотно изложенную в специальной брошюрке. Там написано, что на производство 1 кг одежды (это буквально брюки, футболка, рубашка) уходит 10 тонн воды (хлопок-то выращивается в основном в тех местах, где вода — ресурс весьма ценный), плюс земля загаживается удобрениями и пестицидами, которые потом с грунтовыми водами попадают и на другие поля, плюс 7 кг парниковых газов... В общем, вывод ясен: одежду секонд-хенд покупают люди с высоко развитым экологическим сознанием (даже если они об этом и не догадываются). Если к этому прибавить и продуманную ценовую политику, доводящую скидки до девяноста процентов, «дни текстиля» и «детские дни», то причину процветания этих точек объяснять не нужно.
Разделяй - и...
Не меньше может восхититить магазин на ул. 22 Партсъезда, 18. У него, кстати, есть филиал на ул. Урицкого, где немало хороших стоковых вещей, но первый магазин поражает своими неожиданными размерами и размахом. Начинается все вроде бы обычно: пристроенное к торцу «хрущевки» крылечко, традиционный спуск в подвал... А дальше следуют три огромных торговых зала. И, кстати, в том, где собраны стоковые вещи, больше радует не выбор, а душевная вывеска с надписью «нарядные платья». А вот в зале с собственно секонд-хендом количество вещей, которые хотелось хотя бы примерить, неожиданно велико. Среди великого, как всегда, оказалось место и... прекрасному: например, некомплектным раздельным купальникам. А что — ни в одном самом крутом бутике вы не уговорите продавщицу продать вам верх от купальника, который вам жизненно необходим для работы на даче (ведь на нижнюю часть туловища все равно надеваются мужнины трико, которые заправляются в брезентовые сапоги). Кстати, для дачи тут можно приглядеть симпатичненькие шторки.
Такие разные
Магазин на ул. Победы, 4а — на первом этаже новостройки, предлагает вещи для взрослых. А вот детские вещички в магазине на ул. Победы, 14 цепляют сразу: на такие не грех и время потратить. Правда, и стоят они по 1000 рублей за кг. Но детские вещи в секонд-хенде вообще-то встречаются редко: во-первых, здоровую конкуренцию им составляет «родственный оборот», во-вторых, к детским вещам все-таки относятся с большим предубеждением.
Магазин в офисном здании, расположенном в пер. Безымянном, д. 9, с одной стороны, больше походит на настоящий, природный секонд-хенд: кучи тряпья, наваленные на щитах ДСП... В общем, в Самаре есть, где отовариться за дешево и эксклюзивно. Если повезет.