Город Выдуманный город в галерее «Новое пространство»

Выдуманный город в галерее «Новое пространство»

На выставке студентов архитектурно-строительного университета – план и коллажные фотографии никогда не существовавшего города. В этой научной фантазии важнее всего угол зрения: ребята смотрят на город не как на архитектуру улиц, а как на цельный организм, который развивается по своим законам.

При входе висит карта с планом города. На карте угадываются очертания побережья Африки, Аравийского полуострова и Мадагаскара. Но город мифический – Утополис (утопия плюс мегаполис). Это фантастический город мира, отразивший в своей застройке все этапы развития цивилизации, от древнего мира до отдаленного будущего.

Студентов новой специальности архитектурно-строительного университета «градостроительство» и руководителя проекта, преподавателя Петра Данилова, интересовали именно этапы. По каким законам развивается город? Откуда взялись современные проблемы мегаполиса? Чтобы понять это, студенты начали «от Адама». Точнее, от Египта. Что, если бы один город прошел весь путь развития человечества? Как он менялся бы и как выглядел сегодня?

Прочерченный на полу пунктир по странной, лабиринтообразной траектории ведет зрителя от одного этапа к другому. На каждом – новый план Утополиса и фотографический коллаж (подборка известных и рядовых зданий, построенных в соответствующее время). Каждому из восьми этапов дают свое название и небольшой комментарий, написанный скорее философом, чем архитектором. Это очень авторский взгляд на законы развития городского пространства.

Все начинается с дороги: «…важно, что есть большая вода, Солнце, встающее из-за холма, и Бог, руководящий строительством дороги к храму». У дороги все больше поворотов, и чтобы их регулировать, у города появляется план. В начале нашей эры возникает понятие «за городом» - альтернатива, противостоящая разросшимся городским правилам. В средневековье вновь много значит дорога как способ объединения. В 16 веке пустоты в городе приобретают такое же значение, как застройка. К концу 19 века все стремятся оказаться в городе – но оказываются в пригороде, чье плотное кольцо душит город. В 2010-м город становится бесформенным, заключая в себе много маленьких городов. Что происходит в 2050-м, ребята показали в 3D: камера стремительно проносится по фантастическому городу небоскребов.

При этом в цифрах проект очень конкретный: для каждого из этапов расписано число жителей, площадь и плотность населения города и пригорода. Выходит такая иллюстрированная схема, модель развития города вообще, «графическая метафора», по словам архитектора Юрия Карякина.

Важные для обывателя темы, например, «а что происходит с исторической застройкой, пока меняется город?» - будущих градостроителей не то чтобы не волнуют, но не кажутся им главными. Важнее сохранить город живым местом, в котором живут, общаются и взаимодействуют люди. Социальным феноменом, а не музейным экспонатом. Петр Данилов позволяет себе даже приводить в числе антипримеров Венецию. Мертвый, мол, город – покушаясь на святое, говорит Данилов.

Этой выставке, правда, не хватает вывода или более внятной перспективы развития Утополиса. Ну да градостроители еще не волшебники, они только учатся.

Прямая речь

Петр Данилов, ассистент кафедры градостроительства СГАСУ, руководитель проекта: «Главное – не тормозить»

– Чем отличается градостроитель от архитектора?

– Архитектор делает форму, а градостроитель занимается городом. А у города нет формы. Градостроительство – нормальная практика. Сначала на какой-то территории закладывается градостроительная концепция, а потом под заложенные правила и нормы делается архитектура. Иначе, если б все делали, что хотели…

– Когда я услышала название выставки, то подумала, что это такой проект идеального города, созданный «рассерженными молодыми людьми», которым не нравится город современный. Но, получается, вы как раз относитесь философски к тому, как города выглядят сейчас – все происходит, как происходит?

– А в городе в любом случае будет происходить все так, как происходит, потому что невозможно стопроцентное регулирование. В этом смысле город намного лучше архитектуры, он всегда зеркало нашей жизни, он такой, какие мы. Архитектура может быть любой. Памятник стоит уже 100 лет памятником, а город за 100 лет изменится, потому что меняемся мы. Мы хотели создать сборную модель, чтобы понять, почему город такой и что с ним делать дальше. Работали полгода, а когда закончили проект, даже для меня многие вещи стали ясны. Стали понятны перспективы.

– Куда будет развиваться город или куда его надо развивать?

– Главное – его нельзя тормозить. И если мы говорим о реальных городах, то все, которые искусственно тормозятся властями (как Венеция, например) – умирают. Если вы были в Венеции, то знаете, что там скука смертная. Она 1000 лет такая. Когда-то это был один из передовых городов мира, его решили сохранить – все. Он умер.

– Ну, он же остался городом-музеем, и конечно, в нем немного скучно, как в любом музее.

– Понятно, но если мы будем заниматься совсем навязчивым регулированием, это может не закончиться ничем хорошим. Я при этом не предлагаю все пустить на самотек, просто нужно вырабатывать перспективные концепции, а чтобы делать это осознанно, нужно разбираться в теме. А у нас в стране пока очень маленький опыт даже изучения этой области. Этой выставкой мы хотели заострить внимание людей на том, что город тоже имеет право быть как механизм. Мы можем разбирать и понимать его.

– Архитектурные слои должны оставаться или город постепенно стирает их?

– Конечно, они должны оставаться, и одновременно должны наслаиваться новые… Но если вы посмотрите на этапы развития Утополиса, то в некоторые эпохи он сильно меняется, а в некоторые не случается ничего кардинального. Потому что в этом нет смысла. И если мы хотим, чтобы наша Самара росла, развивалась, притягивала людей – то должны быть фокусы, на которые наслаиваются изменения. Мы, кстати, увидели такую вещь, что если город взят в кольцо пригородов, как Москва или Париж, то начинает погибать как город. Не как дома и дороги, а как то место, где мы можем все. А если человек все может и в пригороде, то город просто начинает продаваться туристам.

Aвтор: Ксения Аитова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления