В отличие от людей джаз любит жаркую погоду. Он и родился в знойном Нью-Орлеане - прямо на улице, куда постоянно возвращается. Тем не менее в Самаре играющих на открытом воздухе джазменов можно встретить не так уж часто. Может быть, поэтому они привлекают к себе столько внимания.
Уличные музыканты в Самаре появились сравнительно недавно. Расцветом для них были «лихие» 90-е, когда жизнь в стране забурлила с новой силой. Потом наступила относительная тишина, изредка прерываемая звуками различных инструментов и не слишком стройными голосами. В этом разноголосом хоре джаз нашел свою скромную нишу и своих верных слушателей, которые собираются в кружок или сидят за чашкой кофе в открытом летнем кафе. На столичном Арбате, например, иногда можно было услышать сразу несколько диксилендов. Играть здесь не считали зазорным известные артисты, включая выдающегося барабанщика Бориса Матвеева, ветерана оркестра Эдди Рознера. В столице даже регулярно проводится фестиваль уличных музыкантов - недавно прошел уже шестой.
В Самаре все несколько иначе, но, как говорится, было бы желание.
В столице губернии тоже обосновались молодые джазмены. В этом году они облюбовали площадку у фонтана на набережной под Ленинградским спуском и место у бывшего магазина «Свет». Часам к восьми вечера здесь собираются 5-6 музыкантов, образуя «горячую пятерку» (как у раннего Армстронга) или секстет. Среди них нет ни одного дилетанта. Все – выпускники или студенты музыкальных учебных заведений – Академии культуры и искусств, музучилища и джазовой студии «Движение». В их числе: саксофонисты Александр Азизов и Андрей Шабанов, гитарист Алексей Рябушев, инструменталисты Влад Руденко и Константин Макеев.
Бас-гитарист Роман Евсеев рассказал, что выйти с инструментами на улицу их побудило просто желание играть любимую музыку. Играть для себя и для слушателей. Последних собирается все больше, ведь в летнее время возможности стационарного музицирования резко сокращаются. Часть аудитории именно здесь начинает свое приобщение к джазу. А для музыкантов хобби постепенно перерождается в карьеру — они начинают получать приглашения от своих коллег или от простых слушателей.
Основной состав ансамбля временами меняется. Нередко приходят музыканты гастролирующих в Самаре иногородних ансамблей, и тогда уличное музицирование превращается в настоящий jam-session – спонтанную джаз-сессию. В репертуаре, конечно, есть известные джазовые стандарты – от «Каравана» до «Summertime». Но звучат и собственные композиции. Стилистика обширна – свинг, блюз, фанк. К ансамблю нередко подключаются ребята из танцевальной студии «Луна», и тогда на площадке можно увидеть замысловатые пируэты. Строгого рабочего графика у музыкантов нет, они собираются по телефонным звонкам, когда есть возможность.
Никаких личных комплексов уличные музыканты не испытывают. Они считают, что эта работа добавляет им опыта общения с публикой, да и самой публике доставляет удовольствие. На Ленинградской их уже признали и полюбили. Недавно близлежащий торговый центр помог организовать музыкантам большой концерт. Проблемы, конечно, порой тоже возникают – жалуются жильцы близлежащих домов, но компромиссы находить удается. Как удалось подключиться к электророзетке в ближайшем магазине.
В последнее воскресенье джаз зазвучал и в одном из летних кафе на набережной. Здесь играли самарские джазовые «киты»: пианист Григорий Файн, басист Николай Мачкасов и продолжающий обучение в Парижском джазовом колледже саксофонист Ильфат Садыков. Узнав, что рядом на улице играют молодые коллеги, Григорий Файн высказал сожаление, что не смог с ними встретиться. И тут же заметил, что выход самого демократичного музыкального жанра на улицу можно только приветствовать.