Еще несколько лет назад уехать на муниципальном автобусе после восьми вечера было почти невозможно. Да и днем они встречались на улицах нечасто. В тот момент вести речь о развитии муниципальных перевозок было сложно. Так получилось, что большинство прибыльных маршрутов «ушли» к коммерческим предприятиям. Логика была проста: пассажирам проще и быстрее добраться на маршрутке, пусть и стоит это дороже. Сегодня ситуация изменилась. Десятки белых «Сканий» и ярко-голубых НефАЗов появились на городских дорогах. И пассажиры со временем стали понимать свою выгоду – машины большие и комфортабельные, ходят часто, проезд дешевле, есть льготы.
134 новых автобуса, которые закупил город в последние три года, - далеко не все, что сделано в транспортной отрасли Самары. Главное, что удалось наладить систему контроля за работой общественного транспорта. А за следующие два года мэрия намерена полностью обновить автобусный парк.
Контроль и качество
Наиболее популярные автобусы работают для удобства горожан до полуночи, подвижной состав обновился, пассажиры могут выбирать форму оплаты проезда, маршруты корректируют в зависимости от востребованности… Сейчас муниципальный перевозчик – МП «Пассажиравтотранс» - конкурентоспособное предприятие с хорошим качеством услуг. «Серьезным результатом проделанной нами работы можно считать тот факт, что сегодня «Пассажиравтотранс» наравне с коммерческими перевозчиками участвует в конкурсах на распределение маршрутов, - отмечает руководитель департамента транспорта Андрей Романико. – Кстати, именно наше муниципальное предприятие выиграло не так давно конкурс на перевозки на 11-м маршруте. Значит, есть мощности и возможности развиваться». А в ближайшее время еще пять маршрутов перейдут от коммерческого предприятия к муниципальному: №№ 1, 51, 61, 68, 79.
Справка
Сегодня в Самаре большинство перевозок осуществляется именно муниципальным транспортом
Со значимостью такого факта сложно спорить, ведь это своеобразная «подушка безопасности» в обеспечении качественной работы городского транспорта. «В прошлом году в Перми сложилась довольно показательная ситуация. В какой-то момент коммерческих перевозчиков не устроила установленная мэрией цена, которую можно брать с пассажиров за услуги. Они устроили забастовку и не вышли на маршруты. Проблема, сами понимаете, очень серьезная, так как основной объем перевозок там выполняет коммерческий транспорт. В результате большой город, тысячи пассажиров страдают. Администрация Перми вынуждена была обращаться в другие муниципалитеты с просьбой помочь им. Естественно, какое-то время все же ушло на то, чтобы «заткнуть дыру». Самара же сейчас застрахована от подобных инцидентов», - добавляет Андрей Романико.
Кроме того, сегодня и сами коммерческие транспортные компании контролируют городские власти. В договорах на осуществление перевозок четко прописаны их обязательства – подвижной состав, маршрут, график движения, экипировка. За этим следит специальная контрольно-ревизорская служба департамента транспорта. При несоблюдении необходимых условий администрация вправе расторгнуть соглашение и привлечь через конкурс к перевозкам другие компании. «Сейчас мы обязываем всех коммерсантов получить так называемые маршрутные карты, где четко прописан путь следования каждого транспортного средства, – это дисциплина и контроль за выполнением графика. Кроме того, в рамках оптимизации маршрутной сети мы уже сократили число «газелей» почти на 400. И в 2010 году эта работа продолжается. Подвижной состав на коммерческих перевозках постепенно заменяется автобусами средней вместимости. Согласитесь, это повышает безопасность на дорогах и снижает риск ДТП», - отметил Андрей Романико.
От оптимизации процесса работы стало возможным перейти к оптимизации самих маршрутов. Кто из нас не встречал десяток «газелей» одного вроде бы номера, но с разными буквами - «к», «д» и так далее. Кто из них куда едет, чем отличается от другого, почему на одной и той же линии «газели» с совершенно разными номерами? Для того, чтобы навести порядок, по заказу мэрии был разработан проект оптимизации маршрутной сети, а также изучены пассажиропотоки (чтобы подобрать необходимое количество подвижного состава нужной вместимости) и сами маршрутные линии.
«Мы постарались сократить дублирующие друг друга маршруты и внести коррективы, где это необходимо. К примеру, автобус №24 теперь ходит до Хлебной площади, а не до площади Революции. Конечная у 61-го автобуса отныне в 15-м микрорайоне, а количество самих машин увеличено. Маршрут №71 изначально шел от ул. Г. Димитрова до пр. 9 Мая, а сейчас изменен: «14 мкр-н – Дом молодежи», да и автобусов там стало значительно больше», - продолжает рассказывать Андрей Романико.
«Сезонки» возвращаются
В 2008 году в общественном транспорте Самары появилась новая возможность оплачивать проезд – с помощью электронной карты. Она заменила бумажную «сезонку» и объединила все виды муниципального транспорта. По этому поводу было много разных мнений. Однако если вспомнить, с бумажными проездными к тому моменту была большая сложность: порядка 30% таких «сезонок» оказывались поддельными. Даже на проходных заводов еще до официальной даты начала их распространения «народные умельцы» продавали фальшивки. Чего только не выдумывали – цветные ксероксы, рисовали сами… Творчество, конечно, приветствуется, но не здесь. Транспортная карта позволила не просто посчитать, сколько пассажиров и на каких маршрутах проезжают в день или месяц, но и внесла прозрачность в расчетах с транспортными предприятиями. Кроме того, транспортная карта предоставляет возможность льготной оплаты проезда: за наличные билет стоит 15 рублей, по электронному проездному – 12. А студенты и школьники и вовсе ездят за 7 рублей. Выгода налицо.
Более того, с 1 сентября 2010 года студентам и школьникам решено вернуть долгосрочные льготные проездные на неограниченное число поездок. Еще в 2008 году было принято решение, что долгосрочные проездные будут введены, но необходимо наладить систему расчетов – в этом как раз помог электронный учет поездок. «Сейчас есть возможность ввести безлимитные проездные, - рассказывает Андрей Романико. – К новому учебному году у учащейся молодежи появится еще одна альтернатива при оплате проезда, и по «сезонке» на месяц можно будет ездить на всех видах транспорта. Для школьников она будет стоить 350 рублей. А для студентов – 450, что даже выгоднее, чем прежде: в 2008 году проездной на два вида транспорта стоил 400 рублей, теперь на четыре вида – 450. Подчеркну, что при этом сохранятся все остальные формы оплаты проезда – за наличные, по «Карте школьника» и «Карте студента». А в 2011 году мы планируем ввести и проездные для граждан». Долгосрочный проездной будет также представлять собой пластиковую карту, и никаких дополнительных терминалов кондукторам не потребуется. Сейчас в департаменте транспорта обсуждаются детали – пункты продажи и пополнения «сезонок» и сроки их распространения.