Окончательные итоги работы операторов мобильной связи в России в первом полугодии текущего года еще не подведены, однако, судя по предварительным данным, уже можно говорить о том, что у «сотовиков» в целом довольно неплохие результаты, хотя два оператора «большой тройки» в июне 2010 года показали отрицательную динамику абонентской базы.
Малыми шагами
Согласно данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России на конец первого полугодия 2010 года достигло 213,88 млн, увеличившись за июнь на 1,15 млн человек.
Однако в сравнении с предыдущими годами наблюдается снижение темпов прироста. Ранее минимальный прирост составляет 1,5 млн человек, а максимальное июньское пополнение абонентов отмечалось в 2006 году — 2,8 млн человек за месяц.
Снижение темпа прироста абонентов уже никого не удивляет, поскольку проникновение сотовой связи уже несколько лет подряд превышает 100%.
«Тройка» подросла
Прирост абонентской базы в конце первого полугодия 2010 года показали не все операторы, действующие на территории Самарской области. К примеру, абонентские базы ОАО «МТС» и ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») в июне 2010 года уменьшились. МТС потеряла в России 425 тыс. абонентов, а «Билайн» - чуть менее 60 тыс. абонентов. Количество абонентов ОАО «МегаФон» выросло на 853 тыс. человек, а у ГК «СМАРТС» - почти на 28 тыс. человек.
Однако, если рассматривать динамику прироста абонентской базы за первое полугодие 2010 года, то ГК «СМАРТС» показала отрицательный результат. Операторы «большой тройки» напротив сработали в «плюс». Абонентская база МТС выросла на 77,8 тыс. человек, «МегаФона» - на 3,29 млн человек, а у «ВымпелКома» - на 5,2 тыс. абонентов.
Интернет-движение
Некоторые сотовые операторы раскрыли часть своих предварительных показателей по итогам полугодия.
По словам специалиста по связям с общественностью макрорегиона «Поволжье» ОАО «МТС» Екатерины Карповой, абонентская база МТС в Самарской области на конец первого полугодия 2010 года выросла, по сравнению первым полугодием 2009 года, на 8%. ARPU (средняя выручка с одного абонента) в регионе в июне 2010 года был на 7% больше, чем в июне 2009 года. Объясняют в МТС подобную динамику развитием сетей 3G и ростом популярности мобильного интернета. «В структуре доходов МТС в Самарской области в 1 полугодии 2010 года, по сравнению с 1 полугодием 2009 года, выросла доля VAS-услуг с 19% до 23%. Рост доли дополнительных услуг в структуре доходов мобильных операторов - это общерыночная тенденция. Мы связываем ее как с растущей популярностью мобильного интернета, так и с ростом проникновения смартфонов и коммуникаторов, владельцы которых активно пользуются мобильным Интернетом и другими дополнительными сервисами», - замечает Карпова.
По данным на 20 июня 2010 года, численность абонентов Поволжского филиала ОАО «МегаФон», как заявляет директор по связям с общественность Поволжского филиала компании Елена Харитонова, превысила 12,1 млн человек – за полгода количество абонентов выросло на 1 млн. «По итогам июня 2010 года услугами компании пользуются почти 2,4 млн жителей региона, - отмечает Харитонова. - Голосовой трафик абонента стабильно находится на уровне 270-280 минут в месяц, а интернет-трафик на одного пользователя активно растет: если в декабре 2009 года он составлял 108 Мб в месяц, то в июне интернет-трафик на одного абонента вырос в три раза и стал равен 355 Мб».
Рост продолжится
Рост интернет-трафика является, по мнению аналитиков, сейчас основным драйвером развития бизнеса сотовых операторов. Подтверждают это и сами сотовики. «Генератором развития сегмента дополнительных услуг и компании в целом является передача данных. В Самарской области удельный вес Интернета в выручке от дополнительных услуг компании вырос на 7%», - замечает Харитонова.
Большинство аналитиков уверены, что с развитием сетей сначала третьего, а потом и четвертого поколений, рост потребления мобильного интернет-трафика будет расти. Кроме того, стремление сотовых операторов к объединению услуг под одним брендом позволит быть максимально клиентоориентированными, что, возможно, повысит лояльность абонентов. Такая ситуация может значительно скорректировать миграцию абонентов между операторами.