Алкогольная или табачная зависимость – это болезнь или всего-навсего вредная привычка? Что делать с человеком, страдающим алкоголизмом или никотиновой зависимостью? В недалеком прошлом ответ не допускал двусмысленности: человек волен сам выбирать, пить ему или курить, главное – чтобы никому не мешал. Сегодня отношение к проблеме уже не кажется столь однозначным. По данным опроса министерства здравоохранения и социального развития 62% россиян считают, что человека, страдающего табачной или алкогольной зависимостью, следует направить к наркологу – за квалифицированной помощью. Еще 19% советуют бросить все силы на занятия спортом, чтобы отвлечься. И лишь шесть процентов опрошенных полагают, что человека, оказавшегося в таком положении, лучше оставить в покое.
«Человек по своей природе является зависимым, – считает нарколог Ольга Стоева. –Зависимым от своих близких людей, каких-то увлечений. Это норма. Но до тех пор, пока зависимость не приносит вреда ни самому человеку, ни окружающим его людям. В противном случае это уже болезнь. А химическая зависимость – ее крайний вариант».
Не секрет, что длительное употребление алкоголя оказывает пагубное воздействие на все внутренние органы. «Каждый второй мужчина в возрасте от 15 до 45 лет умирает от прямых или косвенных последствий употребления алкоголя», – говорит врач медицинского центра «Наркология» Андрей Власов. А разрушение личности страдающего алкоголической зависимостью представляет угрозу для всех, кто с ним так или иначе контактирует. К не менее печальным последствиям приводит и табачная зависимость: курение ослабляет деятельность организма и самого курящего, и окружающих его людей. В конце концов, демографический фон зависит от общего состояния здоровья населения, наличия патологий, уровня смертности.
В настоящее время в России в отличие от большинства стран Европы и США отсутствует практика принудительного лечения от табачной и алкогольной зависимости. В соответствии в нашим законодательством человек сам решает лечиться ему или нет. «Но этот вопрос должен решаться профессионалами, – считает Ольга Ивановна. – Человек, находясь в состоянии зависимости, не может критически оценить свое болезненное состояние. Чтобы человек не остался один на один с этой проблемой и шанс вернуть его к нормальной жизни не был безвозвратно потерян, ему должна быть оказана вовремя квалифицированная помощь».
Заведующая отделением считает, что эффективность избавления от табакокурения зависит от стадии развития болезни. «Если мы говорим о ритуальном моменте, то человек вполне самостоятельно может бросить курить. В сложных случаях – а таких около 15-25% – нередко приходится прибегать к помощи медикаментов», – поясняет она. Кроме того, генетическая предрасположенность играет немалую роль в степени выраженности никотиновой зависимости. «Кто-то больше подвержен, кто-то меньше. В алкоголизме наблюдается то же самое», – утверждает заведующая отделением.
Лечением такого рода болезней должны заниматься специалисты, поскольку в некоторых случаях человеку нередко угрожает гибель. «При абстинентом синдроме уровень смертности достигает десяти процентов, при тяжелых состояниях (например то, что в народе называют «белой горячкой») – все 20%», – утверждает главный врач медицинского центра «Наркология»Андрей Власов. – Причем в состоянии опьянения человек может и не понимать всей опасности, которой он подвергается в данный момент. А после недельного употребления алкоголя человека может начаться бессонница, тошнота, приступы эпилепсии, галлюцинации».
Чтобы сломать ту или иную химическую зависимость и вернуть человека к нормальной жизни, нужен системный подход. На данный момент единые медицинские центры, занимающиеся именно комплексным лечением, в России практически отсутствуют. Одни купируют физическое влечение, другие ориентированы на социально-психологическую реабилитацию пациента. А неясная законодательная позиция в вопросе, кто – правоохранительные органы, врачи, близкие – должен взять ответственность за лечение, еще больше осложняет путь к выздоровлению.