Сотрудники областного управления Госнаркоконтроля, прокуратура, Роспотребнадзор и МЧС провели рейд по выявлению мест реализации наркотиков. Среди прочего, их внимание привлек киоск, в котором продавали «удобрения».
Яркая жизнь «агронома»
На одной из остановок общественного транспорта на проспекте Металлургов оперативники УФСКН наведались в безымянный киоск, где молодой человек по имени Шамиль торговал, по его словам, удобрениями. Действительно, на импровизированном прилавке лежали десятка два-три различных фасовок с удобрениями для комнатных и сельскохозяйственных культур, средствами от вредителей растений и домашних насекомых. Но, как оказалось, это все — лишь бутафория, потому как кроме витринных экземпляров у продавца не имелось ничего из этих товаров. Зато в углу за тумбочкой правоохранители обнаружили сверток с синими и зелеными пакетиками массой около грамма, которые не был выставлены на витрину.
Шамиль назвал цену синего пакетика со средством для растений «Форсаж» — 500 рублей. Зеленый с надписью «ECO» стоил, по его словам, 300-350 рублей. Согласно надписям на упаковке, они произведены в Китае. В одном из них — полграмма смеси шалфея, шафрана, табака и препарата NNN (название не приводится по просьбе Госнаркоконтроля). Выходило, что килограмм «душистого микса» стоит миллион рублей.
Производитель обещал, что после применения «удобрения» окраска бутонов будет ярче...
Мужское увлечение
Оказалось, что в среде самарской молодежи садоводство очень популярно. За те полтора часа, которое представители власти провели в киоске у Шамиля, составляя различные протоколы, туда забежали 16 парней в возрасте 18-35 лет.
Один хотел купить удобрения по просьбе бабушки, любительницы разводить цветы на подоконнике. Название растений покупатель не знал и потому выбирал «удобрения для земли». Другой зашел поболтать с другом, имя которого назвать не смог. Остальные на вопрос, зачем зашли в киоск, отвечали односложно: «Просто посмотреть», или «А че, нельзя?».
Правовое равновесие
«Мы направим изъятое вещество на экспертизу в лабораторию Роспотребнадзора, чтобы химики дали заключение о его опасности для организма человека, - заявила начальник пресс-службы УФСНК по Самарской области Ольга Шелест. - Затем отправим в Москву материалы, чтоб NNN включили в официальный перечень запрещенных к обороту наркотических веществ». В переводе на бытовой язык это означает, что изымать товар оперативники не имеют права.
Пока же выручку от продажи «удобрений» дельцы получают немалую. По словам оперативников, она может доходить до 400 тыс. рублей ежедневно.
Подобных ларьков по городу полтора-два десятка
В интернете NNN именуют психоактивным веществом — легальным галлюциногеном. Купить его можно вполне законно на всей территории России. «Дозировка ниже, психоделические эффекты больше», - рекламируют свой товар интернет-коммерсанты, лукаво добавляя: «Купить NNN можно исключительно для научных, образовательных и экспериментальных целей. Вещество не предназначено для употребления человеком или проведения экспериментов над животными, поскольку обладает сильным наркотическим эффектом при приеме».
Смертельные полеты
«Не только в нашем городе, но и по всей стране участились случаи гибели молодых людей от неизвестных ядов и несчастных случаев, вызванных неадекватным поведением погибших, - продолжает сотрудник УФСК Ольга Шелест. - Специалисты уверены, что это результат индивидуальной реакции на психотропные вещества, распространяемые среди молодежи».
«Применение галлюциногенов нередко приводит к значительному возбуждению, агрессивности, вызывает суицидальные мысли и опасные ошибочные суждения, например, о том, что человек может летать», - считает главный нарколог области Сергей Карякин.
Эпилог
Участники рейда — сотрудники полиции, прокуратуры и роспотребнадзора - в один голос уверяют, что пока у них нет никаких полномочий прикрыть ларек с «удобрениями». Куда ни кинь — всюду правовая брешь. И через 10 минут после того, как они покинули киоск, продавец вышел на обочину дороги на встречу с курьером, который вот-вот должен повезти ему товар взамен изъятого. Шамиль трудится на этом месте чуть больше месяца, с 10 утра до 9 вечера, получает 600 рублей в день и не хочет лишаться средств к существованию.