Современным молодоженам не приходит в голову обеспечивать себе богатое и плодородное будущее шкуркой соболя или куницы, заказывать в ресторане кашу с рыбой в качестве закуски и бить посуду после брачной ночи. Однако многие обряды и сегодня являются неотъемлемой частью любой свадьбы, хотя их первоначальный смысл и история возникновения давно забыты.
Современные женихи продолжают переносить невесту на руках через порог своей квартиры, современные невесты не отказались от фаты, а современные родители продолжают встречать детей с караваем. Смысл затерялся в далеком прошлом, но сами обряды существуют и в настоящем. Мы принимаем за живое и безусловное то, чего давно уже нет, но что так прочно существует в нашем сознании. Это значит, что женихи по-прежнему будут дарить обручальные кольца, невест по-прежнему будут выкупать, а их подружки по-прежнему будут ловить свадебный букет. Это значит, что мы по-прежнему будем играть свадьбу. Или играть в нее.
О не простом украшенье
Даже сторонники тихих «джинсово-маечных» свадеб оказываются втянутыми в обрядность. Они легко могут отказаться от поездки в белом лимузине с куклой на капоте и ни разу не услышать пьяного «горько!», но обменяться кольцами в ЗАГСе им придется. И вот уж этого обряда не избежит ни один противник свадебных ритуалов. Обручальное кольцо – символ любви и верности.
Традиция обмениваться кольцами пришли к нам от кочевых народов.
В старину мужчина связывал щиколотки своей возлюбленной обручами из душистой соломы. Позже соломенные «кандалы» были заменены кожаными, а через какое-то время на железные кольца, которые женихи стали надевать на руки своим избранницам.
Сегодня принято обмениваются золотыми кольцами и носить символ любви и верности на безымянном пальце правой руки. Почему? Говорят, что именно через этот палец проходят вены, несущие кровь к сердцу.
О душе
В далеком прошлом большинство свадебных обрядов было направлено на то, чтобы оградить жениха и невесту от влияния злых сил и обеспечить молодым вечную любовь, богатство, согласие и полный дом детей. Зачем нужна фата? На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: покрывать голову невесты во время венчания в церкви. Однако было время, когда фата не называлась фатой.
Голову невесты покрывали шалью, шелковым платком, скатертью, полотенцем. И обряд покрытия головы был связан не только со свадьбой, но и с другими ритуальными действами. Например, покрытая голова ребенка имитировала защиту, накрывали и покойника, а во время казни несчастному закрывали голову.
Помните старую добрую пословицу про душу и зеркало? Так вот глаза и волосы - обитель души человека. Если голова была покрыта чем-то во время обряда, то считалось, что коварные духи не могут проникнуть в душу.
О том, что было накануне
Накануне свадьбы невеста вместе с подружками шла в баню. Обрядовое купание девиц было сродни современному девичнику. Невеста пела грустные песни, оплакивая свою красоту, а подружки с нетерпением ждали встречи с веником. Существовала примета, что имена та девушка, на которую придется первый удар невестиного веника в бане, следующая выйдет замуж. Таким образом, банный веник, сам того не желая, стал прародителем летящего свадебного букета.
Пока невеста плакала с подружками в бане, ее суженый не терял времени зря. У него был мальчишник. Правда, тогда он назывался молодечник, но суть от этого не менялась. В последний предсвадебный день в доме жениха устраивалось застолье, на которое были приглашены его товарищи. Они распевали свадебные песни и поддерживали жениха в трудные минуты прощания с холостяцкой жизнью. На следующий день они сидели уже за свадебным столом и выпивали за благополучие молодой семьи.
О нарядном
Теперь скажем пару слов о костюмах. Подружка невесты и друг жениха в народных поверьях подменяют новобрачных: одеваются в похожие наряды, всегда находятся рядом с супругами, чтобы духи не смогли понять, кто есть кто. Вообще, каждый персонаж свадьбы отличался каким-либо ритуальным элементом одежды. Невеста с момента сватовства и в дни самой свадьбы должна была несколько раз сменить одежду и головной убор. За столь короткое время она успевала побывать «сговоренкой», то есть просватанной, «княгиней молодой» — до венца, и «молодухой» после брачной ночи. Жених также именовался «князем молодым», а затем и просто молодым. В отличие от своей избранницы, он не менял нарядов, но также имел свои символы и отличительные особенности костюма: цветок на груди, платок или полотенце на плечах. Кстати, современные женихи тоже не прочь поместить в верхний кармашек пиджака трогательный бутончик.
Раз уж разговор зашел о костюмах, то нельзя не отметить, что на свадьбе должны были присутствовать и ряженые: цыганка, врач, петух и козел. Действительно, странная компания, но невероятно важная. Каждый из персонажей напрямую связан с самыми интимными сторонами жизни человека: врач-акушер – с рождением ребенка, цыганка – с предсказанием будущего, а козел и петух – с эротическим началом.
Об обмане
Страх перед нечистой силой был велик на Руси. Невесте и жениху накануне свадьбы приходилось отказываться от завтраков, обедов, ужинов и непринужденной дружеской беседы с родными, чтобы нечистая сила не проникла через открытый рот вовнутрь. Свадебная обрядность во всем ее многообразии была направлена против злых духов.
Возьмем, к примеру, процедуру выкупа невесты. Многие не видят в этом ничего сверхъестественного. Для кого-то это просто увеселительная часть свадьбы, а кто-то усматривает здесь пережиток сельского общинного строя. На самом деле, во времена наших прапрапрабабушек выкуп осмыслялся как обман злых духов. Когда свадебный поезд проезжал через деревню, бабы заслоняли ему дорогу, требуя выкупа, мужики «ловили» свадьбу веревками и шестами. От них приходилось откупаться вином. Действия эти были направлены отнюдь не против молодоженов, а наперекор недоброжелательным духам. Дружки, которые существуют и по сей день, подводили жениха к трем накрытым девушкам, сидящим в углу. Будущий муж должен был угадать, которая из них его ненаглядная, и угостить ее. Зачастую вместо настоящей невесты сажали старуху, переряженную и накрытую шалью, для того, чтобы запутать злых духов.
Шум колокольчиков, сопровождающий свадебный поезд, также служил средством отпугивания. Кстати говоря, шум слыл весьма популярным способом отведения нечистой силы. Он же использовался при рождении ребенка. Только шумела отнюдь не мама, которой так тяжко приходилось в момент родов, а заботливый отец. Он кричал, корчился от боли и страданий, а в соседней комнате без ведома нечистой силы на свет появлялся малыш. Обряд кажется абсурдным и вызывает улыбку, но в далекие времена он воспринимался весьма серьезно.
О девичьей чистоте
В настоящее время в заблуждение вводят, скорее, жениха, чем духов. Чего только не придумают коварные подружки! К примеру, они могут попросить растерявшегося супруга угадать суженую по запаху духов, следам помады на салфетке, аксессуарам нижнего белья. Во времена наших предков такой номер явно не прошел бы. Откуда жениху было знать, как выглядит невеста, если до свадьбы он не имел права прикасаться к ней.
Девичья чистота была обязательной составляющей образа новобрачной. Огромное количество обрядов было связано с процессом дефлорации, в том числе и битье посуды наутро после брачной ночи. Если же невеста выходила замуж нецеломудренной, ворота ее дома обмазывали дегтем. И этот ритуал являлся не столько обличительным, сколько очистительным от дурных сил, преследующих гуляющую невесту.
О свадебном столе
Популярными блюдами на свадебном столе были каша, рыба и блины. Ни одна свадьба не мыслилась без хорошего застолья.
И это происходило не потому, что молодожены переживали за желудки своих многочисленных родственников.
Совместные еда и питье представляли собой процесс единения жениха и невесты. Для этих же целей новобрачные вместе смотрелись в зеркало, держались за руки.
Помимо совместного поглощения каши древнерусская свадьба не обходилась также и без мехов, на которых сидели новобрачные. Это не было предметом особой роскоши. Даже в бедных домах меха были необходимым элементом. Они символизировали богатство и достаток.