Самарские метростроители переходят к очередному этапу строительства станции «Алабинская». Из-за этого в начале ноября планируется перекрыть еще один участок улицы Ново-Садовой — от улицы Осипенко до Невской. При этом в областном правительстве не называют точные сроки открытия новой станции метро, а в областном бюджете на 2011 год предусматривают на метрополитен лишь 500 млн рублей. Эксперты отмечают, что строительство грозит превратиться в долгострой. По их мнению, целесообразнее было бы заморозить строительство объекта, но власти не делают это из-за боязни испортить имидж.
ОАО «Волгатрансстрой-Метро» приступает к очередному этапу строительства станции метро «Алабинская». В связи с этим с начала ноября планируется перекрыть движение автотранспорта по очередному участку улицы Ново-Садовой — от улицы Осипенко до Невской. Вчера в областном министерстве строительства и ЖКХ не уточнили, какие именно работы будут вести метростроители на новом участке и когда их планируется завершить. В ОАО «Волгатрансстрой-Метро» получить комментарий не удалось: руководство компании отсутствовало в офисе.
По информации сопредседателя межрегионального общественного движения «Город и Транспорт» Антона Буслова, в ближайшее время планируется начать работы по строительству второго вестибюля и оборотного перегона за станцией.
Справка
Строительство «Алабинской» было начато в 2007 году. Изначально областное правительство заявляло о планах сдать объект в 2009 году, затем — к 2012 году. Если ранее на строительство направлялись довольно крупные суммы: в 2008 год из областного бюджета было выделено около 1 млрд рублей и 600 млн рублей из федерального, в 2009 году областная казна направила порядка 1 млрд рублей. С 2010 года из-за кризиса финансирование было резко сокращено: изначально в бюджете было заложено 60 млн рублей, затем сумма была увеличена до 488,42 млн рублей
Кроме того, с этого года федеральный центр из-за дефицита средств прекратил финансирование строительства метро в регионах. Примечательно, что 23 июня минстрой провел аукцион по определению проектировщика и застройщика станции «Алабинская» (5-й пусковой комплекс). Цена контракта составила около 2,5 млрд рублей. Согласно данным сайта, контракт должен был быть заключен с «Волгатрансстрой — Метро». Однако, когда будет оплачен этот контракт и на какой срок рассчитаны работы, из конкурсной документации понять невозможно. Согласно проекту областного бюджета на 2011 год, в следующем году из региональной казны на программу развития метрополитена предусмотрено лишь 500 млн рублей.
Эксперты сомневаются, что дополнительные средства на строительство могут быть выделены из федерального бюджета в ближайшие годы. По словам Антона Буслова, Минфин РФ «четко давал понять, что никаких денег на софинансирование метро в 2011-2012 годах не будет». «Раньше сообщалось что на 50% этой станции ушло примерно 2,5 млрд рублей. Видимо, для завершения проекта нужно еще столько же», — констатирует господин Буслов. По его мнению, продолжение работ в нынешней финансовой ситуации нецелесообразно. «Недавно закончили платформенный зал и вестибюль, по концу платформы идет монолитная стена, по которой можно было прекратить стройку без ущерба для проекта и ждать финансирования. Такой сценарий рассматривался, но метро в Самаре — это с самого начала политический проект, и, видимо, поэтому было принято решение о продолжении (в конце 60-х Куйбышеву трижды предлагали отказаться от метро, заменив его метротрамом, однако обком партии отказался)», — рассказывает эксперт.
Стоит отметить, что стройка уже не один год создает заметные транспортные проблемы в Самаре. Последние два года перекрыто движение на одной из самых оживленных автомагистралей города — улице Ново-Садовой на участке от улицы Соколова до Осипенко. Причем в начале этого года областные власти сообщали, что строительство метро будет заморожено, а движение по Ново-Садовой открыто к сентябрю. После того, как появятся деньги, работу над станцией предполагалось возобновить, а улицу вновь перекрыть. Однако в августе из-за прорыва водовода по улице Осипенко были выведены из строя подстанция, питающая станцию, сварочные трансформаторы, насосы. В течение месяца «Волгатрансстрой — Метро» устраняла последствия аварии, однако в третьем квартале станция оказывалась затопленной еще несколько раз. В результате, по данным минстроя, к благоустройству Ново-Садовой минтранс приступит лишь в весенне-летний период 2011 года.
«Я очень опасаюсь, что эта станция метро станет долгостроем», — рассказывает проживающий недалеко от стройки депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев. По его словам, «для самарского правительства, которое уже объявило об окончании кризиса, должно быть делом чести вернуться к докризисным обещаниям и запускать по станции метро раз в три года».
Самарский метрополитен в перспективе
Автор: Мария Гуторова, Елена Колычева