Прокуратура все чаще обращает внимание на плохие условия содержания заключенных в исправительных учреждениях и изоляторах Самарской области. Ведомство регулярно направляет представления в адрес руководителя ГУФСИН об устранении тех или иных нарушений. Жалобы от самих заключенных поступают в разные инстанции, в том числе и в аппарат уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой. В среду, 27 октября, омбудсмен посетила исправительную колонию строгого режима №3 для того, чтобы лично оценить ситуацию в учреждении. Она провела прием осужденных, выслушала жалобы по различным вопросам и пообещала рассмотреть некоторые из них.
В редакцию информационного портала 63.ru пришло письмо от жительницы Самары Тамары С., в котором она рассказала о злоключениях своего сына, который попал в одну из исправительных колоний губернии год назад. Тогда Александру было 22 года.
Он только что закончил институт и собирался устроиться инженером на одно из предприятий областного центра. Но все испортило неудачное стечение обстоятельств. Во время потасовки в одном из скверов Самары Александр избил молодого человека, который оскорбил его девушку. Парень спустя несколько дней скончался, не приходя в сознание.
Суд приговорил сына Тамары С. к семи годам лишения свободы. По словам женщины, в колонии Александру приходится очень нелегко. Женщина понимает, что зона – это не лагерь отдыха, а исправительное учреждение. Но даже это, по ее словам, не может оправдать то, в каких условиях содержат заключенных. «Первое время Саша вообще был вынужден спать на бетонном полу из-за того, что в камере для четверых человек постоянно содержали семерых зэков. Еще он мне рассказал, что туалет находился в том же помещении. По этой причине в камере круглосуточно стоит нестерпимая вонь. Зачастую мне сокращают время свидания с сыном и не всегда принимают передачи», – жалуется жительница Самары.
Отметим, что такие жалобы регулярно поступают в том числе и в аппарат уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой. В среду, 27 октября, она лично посетила исправительную колонию строгого режима №3.
На личном приеме осужденные сетовали прежде всего на недостаточное количество лекарств и антисанитарию. «Нас в камере трое человек. Каждый день нам приходится отлавливать крыс и насекомых. Что касается лекарств, то кроме аспирина и парацетамола других таблеток здесь нет», – рассказал один из заключенных.
По завершении своего визита в колонию №3 Ирина Скупова объяснила свое видение ситуации, сложившейся в ИК. «По моему мнению, условия, в которых содержат заключенных, практически идеальны, можно даже сказать – человеческие. Что касается жалоб по поводу антисанитарных условий, в ходе осмотра они не подтвердились», – сказала госпожа Скупова. Достаточно большое количество обращений в адрес уполномоченного по правам человека, как считает омбудсмен, обусловлено тем, что заключенные находятся в колонии строгого режима, и условия содержания в ней, естественно, жестче, чем в колониях-поселениях.
В исправительных учреждениях общего режима ситуация складывается несколько иначе. Бывший сотрудник системы ГУФСИН, пожелавший остаться неизвестным, рассказал 63.ru, что большинство преступников живет в достаточно комфортабельных условиях. «Их бесплатно кормят, дают образование, недоступное для некоторых законопослушных граждан. Заключенные получают, находясь в местах лишения свободы, и профессиональные навыки. Некоторые из них не только не хотят оттуда уходить, но и специально возвращаются на зону только из-за того, что не могут приспособиться к жизни на воле. Тюрьма становится для них домом, в котором они прекрасно себя чувствуют», – рассказал бывший сотрудник одной из колоний Самарской области Сергей Павлов.
Начальник ГУФСИН по Самарской области Валерий Яковлев считает, что в местах лишения свободы существуют как проблемы, так и успехи. «В колонии №3, например, количество заключенных превышает санитарные нормы на 100 человек. Из 1800 осужденных около половины не имеют работы, так как ее просто нет», – сказал господин Яковлев.
Положительно начальник ГУФСИН оценивает то, что после нового года за счет средств из федерального бюджета будет произведен капитальный ремонт столовой. На эти цели выделят 3 млн рублей. А на средства исправительного учреждения отремонтируют и другие объекты на территории колонии.
Тем не менее, по информации прокуратуры Самарской области, проверки, которые ведомство регулярно проводит в исправительных учреждениях, выявляют не только антисанитарные условия содержания, но и нарушения, связанные с пожарной безопасностью и соблюдением прав осужденных.
Так, например, во вторник, 26 октября, надзорное ведомство внесло представление в адрес начальника ГУФСИН России по Самарской области по результатам проверки, проведенной в исправительном изоляторе 63/1. Как говорится в сообщении прокуратуры, ревизоры выявили нарушения санитарно-эпидемиологических требований, пожарной безопасности, правил охраны труда и прав заключенных на свидание. Изолятор может вместить в себя 1269 человек. На момент проверки в нем находилось на 100 человек меньше. Но несмотря на это, во многих камерах количество посадочных мест за столами для приема пищи не соответствовало количеству содержащихся арестованных.
В некоторых камерах отсутствовал деревянный настил пола, санузлы не были отгорожены дверью от жилой части помещения. В нарушение правил пожарной безопасности деревянные конструкции чердака штаба, склада и клуба учреждения не соответствовали требуемому пределу огнестойкости. Автоматическую пожарную сигнализацию в клубе смонтировали с нарушением нормативных правил. В сборном отделении, гараже и складе она не работала, а в коридорах режимных корпусов и магазине вообще отсутствовала. Кроме того, арестованным сократили время свидания до одного часа вместо предусмотренных законом трех часов. По итогам проверки прокуратура отменила три незаконных постановления начальника учреждения о наложении взысканий в отношении следственно арестованных, вынесенных без выяснения обстоятельств совершения нарушений. В отношении юридического лица ИЗ 63/1 возбуждено дело об административном правонарушении.