Московское метро - гордость сталинской эпохи, первая буква в имени столицы совпадает с главным знаком метрополитена. Парижское метро увековечено Люком Бессоном в его культовом фильме 80-х «Подземка». Берлинское метро, как известно, пытался затопить Гитлер, когда понял, что третьему рейху капут. А что можно сказать о самарском метро? Можно ли что-то сказать о самарском метро, кроме того, что оно долго строится? Существует ли самарское метро как культурный факт? Если мифологии нет, ее приходится создавать. Вот 8 мифов о самарском метро.
МИФ 1. В Самаре самое короткое метро в мире
Нет. Этим Самара похвастаться, увы, не может. Тут нас «опередил» Екатеринбург. 7 станций и 9 километров. В Самаре пока 9 станций и 11 километров.
МИФ 2. Самарское метро - наследие Советского союза
До сих пор оно строится по планам, которые были спроектированы в стране, в которой мы уже почти 20 лет не живем. Сильна инерция обкомов. Карфаген должен быть разрушен. Метро должно быть построено. Вопросы необходимости и экономической обоснованности менее важны, чем вопросы статусные. Доля метрополитена в общегородских перевозках составляет всего 6% (по данным сайта Самарского метрополитена).
МИФ 3. Самара метро — элемент местной экзотики
Приезжие в самарском метро порой бывают чаще, чем аборигены. Одна самарская девушка пыталась купить жетончик, чтобы выйти из метро. Хороший слоган для экскурсии «Самарское метро — запах Москвы без московского столпотворения».
МИФ 4. Режимный объект
Запрет на фотосъемку в подземке всегда вызывал недоумение и даже негодование охотников за местной экзотикой. А августе этого года постановлением мэра в метро разрешили фотосъемку. Один мэр разрешил проводить там фотосесии. Другой, надеемся, поможет его достроить.
МИФ 5. Метро без террактов
Самарское метро — спокойное, иногда безлюдное место (безлюдное метро — прямо оксюморон какой-то). Там в буквальном смысле слова можно прятаться от людей. Но порядок, есть порядок. В ситуации террористической угрозы перед станцией метро «Московская» всегда дежурят скучающие милиционеры. Иногда даже проверяют документы.
МИФ 5. Самарский художник Владимир Логутов в фильме-путеводителе «Мade in Kуйбышев» совершил попытку мифологизировать местное метро. Это был фильм об альтернативной Самаре. Метро тоже стало частью «другого» города. Можно писать диссертацию «Образ самарского метро в современном искусстве».
МИФ 6. Байки из-под земли
На одном из интернет-ресурсов краеведы бережно собирают любые истории о каких-то интересных случаях в самарском метро. Но, увы, их немного. Вот один из них: «Вчера 10 декабря 2008 г. примерно в 16-30 по Самарскому времени на ст. Кировская произошел инцидент. Сотрудники милиции гнались по платформе за каким-то молодым человеком, который спрыгнув на рельсы скрылся в туннеле, в сторону станции Юнгородок (2 путь). В результате отключили электроэнергию, поезда не ходили около часа...» (по данным http://forum.mymetro.ru).
МИФ 7. Утопический проект. Мечта мэра и губернатора
Теперь мы спрашиваем не о том, когда будет достроено метро, а когда откроется станция «Алабинская». От станции «Российской» ее отделяет всего 1300 метров. А строят ее уже более двух лет. Скорости прямо фронтовые. Ни шагу без боя. А ведь изначально в проекте задумывалось 3 линии. Мысль о воплощении старого проекта уносит нас в астрономические мечты. Что произойдет быстрее: высадка людей на Марс или окончание строительства метро? Есть ради чего жить и совершать подвиги. Может быть про современную эпоху когда-нибудь наши дети (внуки, правнуки? ) будут говорить, как об эпохе «великого метростроя».
ТРИ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ МЫ ЗАДАЛИ СПЕЦИАЛИСТАМ
- Когда же откроют станцию метро «Алабинская»?
Натальчук Сергей Михайлович, директор ЗАО «Волгатрансстрой-метро»:
Согласно графику открытие станции метро «Алабинская» планируется на 2017 год. До того момента, как строительство закончено не будет, улица Ново-садовая полностью так же не откроется. На данный момент сделано около 60 % всех работ. Мы напрямую зависим от бюджета, поэтому в первую очередь в активном строительстве станции должен был заинтересован губернатор, во вторую очередь – мэр. Были разговоры о том, что партия «Единая Россия» так же выделит нам средства, и тогда мы можем запустить «Алабинскую» уже к 2012 году. Но пока в планах до 2017 года. Выделят 100 млн. – строительство будет стоять, выделят 500млн. – пойдет быстрее. Строительство метро – это же не строительство дома, здесь ведутся серьезные подземные работы, нанимаются специалисты, проводятся исследования. В Самаре же это никому не нужно. В Татарстане, например, метро начали строить на 15 лет позже, и к сегодняшнему дню там сделано гораздо больше.
- Является ли самарское метро памятником архитектуры?
Олег Федоров, архитектор:
Несомненно, самарское метро является памятником современной архитектуры (российской). Основная функция любого метро - утилитарная и чисто функциональная: возить туда - сюда под землей пассажиров, без пробок и проблем, давая возможность доспать перед работой или почитать книгу в вагоне. Такое метро в Европе. В России же, дела обстоят немного по-другому. Задает и задавало моду Московское метро, где каждая станция решается как уникальная, со звучным названием и красивым интерьером. Почему проектировали станции метрополитена в Самаре самые видные и известные архитекторы города? Все потому, что метро для Самары всегда было уникальным сооружением. Все станции решены по-разному. Все говорит о том, что каждая станция уникальна, что метро, в целом, уникально. Несомненно, необходимо продолжать строительство метро в Самаре.
- Зачем Самаре метро?
Валерий Бондаренко, культуролог:
Самара вообще город чудес. У нас есть ряд вещей, которых фактически-то нет. Бункер Сталина, например. Сталин сам там никогда не был, но, тем не менее, его показывают как достопримечательность. Вот и с метро тоже самое. Вообще, когда его запустили, это было довольно забавно. Люди ехали на другой конец города только ради того, чтобы на нем покататься. Получалось так, что оно связывает окраину с окраиной. Я считаю, что у того, кто всем эти занимается, просто нет представления о том, как Самара выглядит в целом.
Автор: Илья Саморуков
Комментарии: Анна Дарынова
В материале использованы фотографии с сайта http://www.samaratrans.info