На прошлой неделе Госдума официально признала, что пиво - это алкоголь. Ранее оно, согласно закону «О государственном регулировании алкогольной продукции», таковым не являлось. А значит, его было проще и продавать, и рекламировать.
Согласно принятым парламентариями поправкам в закон, пиво крепче 50 теперь будет запрещено продавать в местах массового скопления граждан. В это понятие входят вокзалы, аэропорты, метро, оптовые рынки. Кроме того, крепкое пиво запретят к продаже в ларьках, киосках и палатках. По оценкам компании «Балтика», это — четверть всего рынка сбыта пивоваренной продукции. Документ гласит также, что с начала 2011 года производителям, оптовым и розничным торговцам пива будет необходимо проходить лицензирование.
Впрочем, закон очень четко отделяет сам пенный напиток от «напитков, произведенных на пивной основе». К ним относятся все алкогольные коктейли, представленные на российском рынке и «заслужившие» любовь и уважение молодежи, в основном не достигшей совершеннолетия. Максимальный градус таких напитков может составлять до 9%. К ним никаких санкций, что интересно, не применяется: продавать их в киосках и на улицах все так же будет можно. «И, согласно закону, в напитки на основе пива можно будет добавлять спирт, то есть на законодательном уровне разрешается изготовление «ерша», - отмечают в пресс-службе завода «Балтика-Самара». - Таким образом, депутаты по сути предоставляют преимущества газированным алкогольным коктейлям и вину перед пивом. Ведь прочие алкогольные напитки крепостью до 15% останутся на прилавках мелких торговых точек».
Еще жестче выражается председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов, который называет авторов законопроекта представителями «водочного лобби». «Если называть вещи своими именами, то документ направлен на предоставление конкурентных преимуществ производителям крепкого алкоголя и слабоалкогольных коктейлей, - уверен он. - После его принятия акцент сместится в сторону крепких спиртных напитков».
Впрочем, есть мнение, что пивоварам будет несложно обойти введенные поправки, снизив градусность основного объема продукции до 4,8 - 4,9%. Однако практически все эксперты согласны с тем, что инициатива Госдумы — не выстрел мимо мишени. «Любые ужесточения алкогольного законодательства — правильное решение для России, - отмечает депутат Самарской губернской Думы и известный борец с алкоголем Михаил Матвеев. - Пивные ларьки, расплодившиеся в последнее время в городе, — рассадник детского алкоголизма, и даже если пиво там будет соответствовать нормативам, необходимость лицензирования значительно усложнит их деятельность». Он также отмечает, что Самарская губернская Дума давно ждала результатов определения правового статуса пива. Именно об этот вопрос спотыкался многократно обсуждаемый областными парламентариями закон «О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории Самарской области», который запретит торговлю алкоголем с одиннадцати часов вечера до семи часов утра.
Справка
2010 год отмечается снижением потребления пивоваренной продукции в России. Так, по прогнозам компании Carlsberg, объем рынка должен упасть к концу нынешнего года на 10-13% по сравнению с 2009-м. Некоторые производители прогнозировали еще большее снижение рынка пива: до 30-40%. За первый квартал 2010 года в России было сварено 1 млрд 660 млн литров напитка, что составляет 80,3 процента к аналогичному прошлому периоду. Однако в связи с аномальной жарой ситуация «исправилась», и на данный момент рынок «усох» всего на 4,3%