Город Образовательные поправки

Образовательные поправки

Чиновники, депутаты и общественники Самарской области решили обсудить проект нового федерального закона «Об образовании». Ожидается, что его обсуждение станет не менее острым, чем закона «О полиции» – образовательные учреждения в стране ждут серьезные изм

Чиновники, депутаты и общественники Самарской области решили обсудить проект нового федерального закона «Об образовании». Ожидается, что его обсуждение станет не менее острым, чем закона «О полиции» – образовательные учреждения в стране ждут серьезные изменения. Так, планируется, что госказна будет оплачивать высшее образование только 9% населения в возрасте от 17 до 30 лет. Также новый закон делит вузы на три типа. Если раньше колледжи воспринимались как нечто среднее между школой и ПТУ, то теперь у них будет полноценный статус вуза.

В четверг, 2 декабря, в Самарской губернской думе состоялось заседание круглого стола на тему «Общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Провели мероприятие члены комитета СГД по образованию и науке. Всего работали три секции: по дошкольному образованию, по общему образованию, по профессиональному образованию. Закон обсуждали депутаты губдумы, представители министерства образования и науки Самарской области, общественники. «Данный закон касается каждого человека в нашей стране и в Самарской области. На данный момент четверть населения губернии так или иначе занята в сфере образования. Разработка законопроекта является очень ответственным делом. Важно отметить, что мы решили обсудить закон, вынесли его на суд общественности до того, как его рассмотрят депутаты Государственной думы. Закон об образовании позволит резко повысить роль педагога и учительского труда», – считает председатель губернской думы Виктор Сазонов.

Новый вариант законопроекта «Об образовании» размещен на специальном сайте Zakonoproekt2010.ru – любой желающий может разместить там свои предложения и замечания. Пользователи, в том числе из Самарской области, уже оставили более 300 комментариев-предложений. Обсуждение продлится 3 месяца – до 1 февраля следующего года.

В частности, граждане предлагают «вывести подготовку кадров высшей квалификации за рамки высшего образования отдельной составляющей», «пересмотреть процедуру нострификации дипломов, полученных за границей», прописать в законе возможность экстерна и семейного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также они интересуются, почему бакалаврам можно претендовать на бюджетные места в магистратуру, а специалистам в этом праве отказано.

Как отмечают некоторые эксперты, законопроект действительно является достаточно неоднозначным. К примеру, планируется, что из государственного бюджета будет оплачиваться высшее образование только 9% населения в возрасте от 17 до 30 лет. Вузы будут поделены на три типа, а в колледжах начнут готовить бакалавров по прикладным, техническим специальностям.

Однако специалисты уверены – старый закон права на жизнь уже не имеет. «Ныне действующий закон об образовании приняли в 1992 году. Сейчас он требует серьезных изменений по причине того, что за 18 лет в него уже внесено много поправок. Сегодня некоторые статьи вообще противоречат друг другу», – утверждает заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир Классен.

Университеты получают право готовить магистров и аспирантов. Однако эти вузы, помимо осуществления образовательной деятельности, будут обязаны всерьез заниматься наукой. В свою очередь, аспирантуру предлагается выделить в категорию послевузовского профессионального образования.

Авторы законопроекта предлагают отменить также большую часть льгот при поступлении в вузы. Как говорится в концепции, сейчас нормативными документами предусмотрено в общей сложности более 200 категорий лиц, имеющих право на льготу.

Участники заседания круглого стола отметили излишнюю детализацию проекта федерального закона, которая может привести к сложности в применении закона и необходимости систематического внесения в него изменений.

Кроме того, по данным губдумы, эксперты выявили дублирование положениями проекта федерального закона положений других нормативных правовых актов. Поэтому следует четко разграничить уровни регулирования: какие вопросы должны регулироваться на уровне закона, а какие – на уровне подзаконного акта или на локальном уровне.

У общественников и депутатов сомнения также вызывает отсутствие в проекте федерального закона положений об экстернате и дистанционном образовании как формах получения образования, а также о воспитании как одной из составляющих процесса образования. Что касается полномочий по разработке и утверждению типовых положений об образовательных организациях, то данные полномочия предлагается участниками заседания круглого стола отнести к полномочиям Российской Федерации в сфере образования.

Непонятным и необоснованным, по мнению участников заседания круглого стола, является исключение начального уровня профессионального образования, а также исключение из перечней образовательных организаций высшего профессионального образования академий.

Участники заседания круглого стола констатировали необходимость разработки системы выявления способностей детей на протяжении всего периода их обучения как в школе, так и в ином образовательном учреждении. Талантливые дети должны иметь право обучаться в высших учебных заведениях за счет бюджетных средств. Такой подход не исключает предоставления льгот и преимуществ другим категориям граждан, а также обучения всех желающих на платной основе. При этом должны быть разработаны определенные механизмы корректировки, «сбоя» системы выявления способностей детей в школе: если гражданин поступил на платной основе, но в процессе обучения выявлен высокий уровень его способностей к обучению, то ему должно быть гарантировано право обучаться в высшем учебном заведении за счет бюджетных средств. В настоящее время проявившим себя студентам не гарантирован перевод на бюджетные места.

Предлагается также установить квоты на места бюджетного финансирования для лиц с ограниченными возможностями и иных льготных категорий абитуриентов при приеме в высшие учебные заведения. Инвалидность, в частности, не может служить преимуществом при поступлении в вуз даже при прочих равных условиях. «Но ведь даже этот момент достаточно спорный. В общем, законопроект пока является неоднозначным и очень сырым. Его необходимо доработать с учетом всех грамотных предложений. Иначе мы рискуем остаться с законом об образовании, который по факту работать не будет. К нему, по моему личному мнению, нужно проявить больший интерес, чем к закону о полиции. Ведь с российской милицией, при всей ее очевидной криминализованности и деградации, сталкивается меньше людей, чем с системой образования. А претензий к качеству образования в стране у людей точно не меньше, чем к работе правоохранительных органов», – считает заслуженный работник образования Ирина Смирнова.

Фото: Видео Олега ЛАЕВСКОГО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
ТОП 5
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления