Пилотный проект по строительству домов-интернатов нового типа для пожилых людей стартовал в Воронежской области. Он реализуется при участии Пенсионного фонда, в бюджете которого на 2011 год заложен 1 миллиард рублей на поддержку регионов, реализующих программы, направленные на помощь пожилым людям.
Об этом рассказала на заседании Центра социальных инноваций зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Галина Карелова. По ее словам, воронежские дома-интернаты нового типа будут комфортны для проживания: комнаты на одного-двух человек, с современными медицинскими блоками, условиями для приятного досуга.
«Очень бы хотелось, - говорит Галина Карелова, - чтобы деньги, выделенные в Пенсионном фонде, в первую очередь пошли бы на поддержку тех регионов, где есть интересные программы модернизации инфраструктуры стационарных учреждений для пожилых граждан».
Всего в России 1,5 тысячи учреждений, где живут 240 тысяч пожилых людей. До 50% этих учреждений можно назвать устаревшими, они нуждаются в капитальных ремонтах, перестройках, обновлении материальной базы. В очереди в дома-интернаты стоят 18 тысяч стариков. Срок ожидания может длиться от одного до трех лет.
Проблема эта достаточно серьезная, и регионы ищут возможности решить ее. Строятся новые учреждения, в том числе малой вместимости. Но денег на все не хватает. Да и содержание одного пенсионера в домах-интернатах обходится региональным бюджетам в среднем в 14-17 тысяч рублей в месяц. Власти на местах ищут новые формы работы, чтобы не оставить стариков без внимания. И находят их.
Очень удачный пример - Самарская область. Там работает программа по «усыновлению» стариков и инвалидов. В 2009 году даже был принят соответствующий закон о приемных семьях. В результате только в этом году в семьи было взято 140 стариков и инвалидов, а всего с начала действия программы - 197. И всего одна «семья» за все это время распалась, когда стороны не сошлись характерами.
Как пояснил замминистра здравоохранения и социального развития Самарской области Евгений Ханжин, прежде чем определить пожилого человека в семью, психологи проверяют людей на совместимость. Потом заключается трехсторонний договор между человеком, тем, кто берет его под опеку и соцслужбой, где оговариваются все условия, нюансы, в том числе материальные. 83% стариков проживают в домах и квартирах приемных семей, в 17% случаев наоборот - «усыновитель» приходит жить к пожилому человеку. За тем, как люди живут, пристально следят социальные службы.
«Опекун» получает символическую зарплату - 2,5 тысячи рублей в месяц, с которой делаются отчисления в Пенсионный фонд. Также человеку начисляется трудовой стаж, если он не работает. В следующем году губернатор Самарской области обещал повысить зарплату, но Евгений Ханжин убежден - дело не в деньгах. Просто души у людей живые.
«В основном стариков и инвалидов берут в семьи в селах, где люди друг друга знают. Например, недавно умерли родители у мужчины-дауна, и его тут же забрали соседи, чтобы он не оставался один и не погиб», - рассказывает он.
Подобную практику пытаются вводить и другие регионы, но там дело пока идет более медленными темпами. По мнению Галины Кареловой, опыт Самарской области стоит распространить по всей стране.
Кстати
Всего в России проживает 30,7 миллиона мужчин старше 60 лет и женщин старше после 55 лет. Это 21,7% населения. К 2025 году пенсионеров станет 23%.