Минобрнауки готовит новые федеральные стандарты для старших классов средней школы. Проект вызвал бурную дискуссию в обществе, наиболее остро обсуждение шло в Интернете. Участники направили властям страны письмо, в котором выражена коллективная точка зрения на грядущие новшества.
Наложить вето
Общественное обсуждение законопроекта «Об образовании», развернувшееся в Сети, завершилось. Поступило почти 9 тыс. откликов. Наибольший интерес вызвали статьи о стипендиях для учащихся, об основных правах, мерах соцподдержки и гарантиях для педагогов. ЕГЭ обсуждался достаточно скромно. И это может означать, что общество его в целом приняло.
Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко пока не решается утвердить ФГОС. Он готов сесть за стол переговоров с критиками нового стандарта образования
Дискуссии по законопроекту проходили под знаком острейших споров вокруг федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Суть их заключается в том, что после утверждения старшеклассникам оставят только 4 обязательных предмета и 6 групп необязательных, в каждой из которых можно выбрать только одну дисциплину. Например, в одну группу попали русский язык, литература, а в другую - алгебра и геометрия. Это недопустимо, уверены блогеры, нельзя «объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина», и математику, «представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука».
С открытым письмом против новых стандартов для старшей школы к руководству страны обратились известные писатели и журналисты, педагоги, ученые и академики. Письмо, опубликованное в «Живом журнале» 28 января, подписанное более чем 12 тысячами человек, среди которых более 250 докторов наук, сразу стало самой популярным постом в Рунете.
Авторы письма опасаются, что принятие подобных образовательных стандартов резко снизит уровень российского образования, и просят наложить вето на проект.
Решение отложено
Проект стандартов разработал Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования). Фактически документ изменяет концепцию школьного образования: учащиеся 10-х и 11-х классов должны будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать. Обязательными станут четыре дисциплины: пока еще не созданный предмет «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает «основам» и лишь профильный — занимается «подготовкой к последующему профессиональному образованию». По планам Минобрнауки новый образовательный стандарт станет обязательным с 1 сентября 2020 года. Предполагалось, что уже к 15 февраля его должен утвердить министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
К конструктивной дискуссии
Защитники проекта говорят, что школьники сейчас так перегружены, что обязательные 14 предметов просто не в состоянии освоить. В результате, одни бросают учебу, другие занимаются спустя рукава и получают на ЕГЭ «тройки» и «двойки». Еще один аргумент «за» - европейский опыт. В Англии старшеклассники изучают 5-6 предметов, в Финляндии - 7-8.
Глава Рособрнадзора Любовь Глебова также выступила с комментариями. В частности, она опровергла всполошившие граждан утверждения о том, что по новым федеральным образовательным стандартам старшеклассники будут изучать лишь четыре обязательных предмета. Глебова подчеркнула, что основные предметы, которые изучаются сейчас, так и останутся в школьной программе. Отличие от нынешней системы, по ее словам, будет заключаться в том, что школьники смогут выбирать объем изучения этих предметов в зависимости от того, какую профессию они хотят получить в будущем.
Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко пока не решается утвердить ФГОС. Он готов сесть за стол переговоров с критиками нового образовательного стандарта и заявляет, что утвердит проект только после его серьезного обсуждения всеми заинтересованными сторонами.
КОММЕНТАРИИ:
Наталия Солженицына, общественный деятель:
- Я поддерживаю это письмо не только своей подписью, но всем существом. Если принять этот чудовищный проект, наша школа неминуемо будет выпускать недоразвитых недоучек. Америка может себе позволить невысокий уровень средней школы: своих недоучит - чужих купит. Так и происходит. Но мы-то, мы? Мы и наших «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» не можем за хвост удержать, где уж чужих заполучить. На что же мы обрекаем нашу страну?!
Виктор Садовничий, глава Российского союза ректоров:
- По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьезной доработки. В школе нужна довольно твердая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями,— это и математика, и химия, и русский язык».