Сегодня в области обсуждается будущий закон о благоустройстве и озеленении. Законопроект утвержден Самарской губернской Думой в первом чтении, но еще есть время внести в документ кардинальные коррективы.
В губернии впервые готовится к принятию закон «Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области». Это кажется нонсенсом, но до сих пор подобного основополагающего нормативного акта в регионе не было, местные власти лишь прописывали свои территориальные модельные правила. Это, по большому счету, и привело к тому, что города задыхаются от недостатка парков и скверов, зеленые зоны одна за другой идут под застройку, а виновных в уничтожении деревьев, как правило, не найти.
На днях обсуждение проекта нового закона состоялось в Общественной палате Самарской области. К разговору пригласили чиновников самых разных департаментов и экологов-общественников, которые уже имеют солидный опыт работы с законопроектами. «Проект уже прошел через первое чтение в Самарской губернской Думе, сейчас готовится ко второму чтению, но есть время еще раз проанализировать все статьи документа и скорректировать нечетко прописанные положения. Закон должен быть максимально ясным, реалистичным и полезным как инструмент для конкретных действий, - поставил задачу член Общественной палаты и координатор экологических проектов Сергей Симак. – Такой закон области необходим, потому что сегодня многие вопросы благоустройства находятся в правовом вакууме. Но мы настаиваем, чтобы в одном пакете с ним утверждались поправки в закон об административных правонарушениях, где бы оговаривались мера ответственности и наказания за все нарушения».
Общественники считают, что в будущем документе недостаточно проработан вопрос, кто именно отвечает за те или иные действия. Нечетко прописаны условия восстановления поврежденных зеленых насаждений и механизмы возмещения потерь. Так, общественники настаивают, чтобы снос насаждений требовал восстановительных работ в еще больших объемах, дабы укоротить аппетиты тех, кто готов сначала браться за пилу, а потом уже просчитывать последствия. Причем предлагается обязать «порубщиков» финансировать и проводить работы не только по восстановлению, но и по дальнейшему уходу в рамках восстановления. Еще предложения: надо оговорить процедуру предварительного оповещения граждан о сносе зеленых насаждений по той или иной причине. Сегодня к такой процедуре практически не прибегают, и в итоге даже плановый снос аварийных деревьев обрастает непониманием и противостояниями. Еще момент: с недавних пор решения о том, какие зеленые насаждения будут сноситься, в Самаре принимаются чиновниками районных администраций. А они вовсе не специалисты-озеленители. Прежде эту функцию выполнял горзеленхоз. Поэтому в законе предлагается сделать акцент: решения о сносе принимают только квалифицированные специалисты с подтвержденными полномочиями.
Вчера прозвучало еще немало предложений. Все поправки на днях будут переданы в правовое управление Самарской губернской Думы, а также в областную прокуратуру и Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Юристы проверят поправки на соответствие нормам федерального законодательства.
После обсуждений и споров представители ведомств и общественники заострили внимание на самом важном. Закон будет принят. Но мы имеем печальный опыт, когда даже потенциально эффективные нормы категорически не соблюдаются, и этот процесс спускается на тормозах. Поэтому принятие закона – лишь один из этапов. За этим должны последовать стопроцентная заинтересованность и принципиальность местных властей и населения. Если, конечно, мы хотим жить в зеленых, ухоженных городах и поселках.
Справка
Согласно санитарным нормам и правилам планировки и застройки городских и сельских поселений (от 2.07 2001 г.), площадь озелененной территории микрорайона (квартала) должна составлять не менее 6 кв. метров на человека, и это без учета участков школ и детсадов.
Удельный вес озелененных территорий в пределах застройки городов должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района – не менее 25 %.
Размещение зданий, сооружений, коммуникаций не допускается на землях зеленых зон городов, включая зоны городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для отдых, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства.