Представители силовых ведомств призвали Госдуму ввести в России тотальный досмотр всех пассажиров, встречающих и провожающих, багажа и личных вещей на железнодорожных, речных и морских вокзалах и даже в городском транспорте.
Профилактика терактов
За последние годы число чрезвычайных происшествий на транспортных объектах увеличилось в 5 раз. И эти «происшествия» - в основном теракты. Трагедия в аэропорту «Домодедово» в очередной раз доказала, что с транспортной безопасностью у нас все из рук вон плохо.
Если пассажир отказался от предоставления документов и багажа для досмотра, то, так же, как сейчас в авиации, он не сможет попасть на перрон и в поезд
Проблемы транспортной безопасности с участием представителей всех министерств и ведомств обсуждались в Госдуме. Свои предложения по усилению безопасности на вокзалах и станциях метро высказывали представители как Минтранса, так и ФСБ и МВД.
В конце января 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев лично инспектировал на предмет безопасности станцию московского метро «Охотный ряд». Глава государства в целом остался доволен проверкой, однако впоследствии выяснялось, что передвижные устройства для проверки подозрительных вещей и обнаружения взрывчатых веществ, продемонстрированные президенту, сразу после его отъезда были убраны в угол, а специалисты по работе с этим оборудованием уехали.
Паспорт — не решение
Заместитель руководителя службы экономической безопасности ФСБ Сергей Чернышев, кроме тотального досмотра всех пассажиров, предложил продавать билеты на междугородные автобусы и маршрутки только при предъявлении паспорта. Правда, покупка российского паспорта, судя по многочисленным предложениям в Интернете, дело быстрое и недорогое. Масса фирм предлагают сделать паспорт за 7 дней и 15-20 тысяч рублей. Получается, что без уничтожения бизнеса по торговле различными документами, в том числе и паспортами, предложение ФСБ продавать билеты исключительно по паспорту и ввести административную ответственность за использование фальшивых документов во время перевозок не только для пассажиров, но и для перевозчиков может быть весьма спорным.
Замминистра транспорта Андрей Недосеков сказал, что его ведомство совместно с Минрегионом разработает ряд нормативных документов, которые позволят превратить привокзальные площади, территорию рядом с аэропортами в зону безопасности. И речь идет о профайлинге. По аналогии с Израилем, когда человека ненавязчиво начинают проверять еще за несколько километров до аэропорта, например, пробивать по базе данных номер его автомобиля.
Была поднята тема и обязательной биометрической идентификации. Такие технологии уже существуют в России. Андрей Недосеков считает, что такие системы помогут выявлять нарушителей и не вызовут большого возмущения со стороны основной массы пассажиров. Биометрическая идентификация значительно ускорит процесс проверки документов, потому что можно будет взять паспорт, отсканировать его шифр и увидеть, соответствует ли лицо, подавшее паспорт, базе данных правоохранительных органов.
Как в аэропорту
Еще с одним предложением по совершенствованию систем безопасности выступил начальник правового отдела РЖД Владимир Брунков. Он предложил наделить перевозчика правом при отказе от прохода досмотра пассажиром прерывать с ним договор перевозки. Фактически речь идет о том, что если пассажир отказался от предоставления документов и багажа для досмотра, то, так же, как сейчас в авиации, он не сможет попасть на перрон и в поезд. Речь идет не только о поездах дальнего следования, но и об электричках пригородного сообщения. Такая мера будет действенной и в борьбе с «зайцами».
До конца апреля Минтранс представит в правительство план усиления антитеррористической защиты всех объектов транспорта, предполагающий увеличение ассигнований из федерального бюджета с нынешних 3,5 млрд рублей до 11,5 млрд на ближайшие три года. Основная проблема в том, где взять людей на реализацию этого плана в метро и на вокзалах. То, что сотрудники МВД не смогут дежурить у каждого входа на вокзал или в метро, признали все. Вместе с ними следить за пассажирами должны сотрудники специальных охранных предприятий, получивших лицензию в МВД.
1 марта в Госдуму уже был внесен законопроект, который наделяет охрану аэропортов теми же правами, что и сотрудников МВД.
Андрей Недосеков, замминистра транспорта:
- Нет необходимости сплошного досмотра всех пассажиров, например, в городе Дикси, где и самолеты летают раз в неделю. Также будет невозможно установить рамки металлоискателей на станциях пригородных электричек, особенно в летний период, когда там скапливаются сотни человек.
Владимир Клименко, заместитель председателя профильного комитета Госдумы:
- Мы собираемся ужесточать правила безопасности на транспортных объектах. Но если не откорректировать закон, получится, что для охраны одних только вокзалов придется отдельно создавать целую армию.
Дмитрий Шаробаров, начальник главного управления на транспорте МВД России:
- Мы считаем, что систему безопасности на железнодорожном и автомобильном транспорте необходимо построить по принципам, аналогичным тем, что существуют в аэропортах.