Очередная лекция Комитета спасения старой Самары, проходившая в эти выходные, была необычной. Темой беседы стала не Самара и не какой-то другой конкретный город – приглашенный в качестве лектора профессор СамГУ Сергей Голубков рассуждал, что такое город как явление, город с философской точки зрения.
В «Арт-Пропаганде» было многолюдно – помимо «завсегдатаев» лекций, пришло много молодежи, привлеченной, видимо, темой «Семантика и метафизика города», позволяющей предположить, что слушать докладчика будет интересно не только патриотам Самары и любителям архитектуры.
«Создавая программу сохранения культурного наследия города, рабочий вариант которой появится уже в апреле этого года, мы столкнулись с необходимостью четко ответить на вопросы: «Что такое город?», «По каким законам он живет и развивается?» - пояснял перед выступлением профессора один из руководителей Комитета спасения старой Самары Дмитрий Лобойко. - Это широкий вопрос, поэтому мы будем приглашать порассуждать на эту тему разных специалистов — архитекторов, историков, филологов».
Сергей Голубков начал свою лекцию с детских воспоминаний о Самаре и деревянном доме на улице Осипенко, в котором прожил 32 года. Иллюстрируя идею, что у каждого человека есть субъективный город, который исчезает с его смертью, профессор ярко обрисовал «свою» Самару: старые трамваи, на которых в темное время суток зажигали два фонарика разных цветов, сочетание которых указывало номер маршрута; заводской «чудище»-поезд, ходивший через весь город и пугавший своим гудком спешащих в школу мальчишек... Дальше речь пошла о разнице в сознании городского и деревенского жителя: включённости в природу, в целостность мироздания сельчанина и щемящем «одиночестве среди миллионов светящихся окон» жителя мегаполиса. Через это – к необходимости создавать уютный, «жилой» город и к плюсам и минусам, имеющимся в этом смысле у Самары. Из плюсов, по мнению Сергея Голубкова, у Самары, как торгового города, находящегося на пересечении крупного речного и железнодорожного путей, – отсутствие герметизма. Отсюда – отсутствие ксенофобии, гостеприимство, легкость восприятия новых идей. Из минусов - «бивуачная психология», которая приводит к незавершенности, стихийной застройке, отсутствию продуманных проектов жилых районов.
«Три доминанты городского пространства – музей, театр, университет – сосредоточены на небольшом пятачке центра, и даже есть выражение «поехать в город», которым пользуются до сих пор люди всех поколений. «Город» у нас – от площади Революции до площади Куйбышева, - сетовал профессор Голубков. - А у проживающих на Безымянке или Управе сложился своего рода «комплекс городской неполноценности». Закономерно возникшие у аудитории «проклятые» вопросы «кто виноват?» и «и что делать?» были явно не в компетенции докладчика-филолога.
Думается, их уместнее задать молодому и прогрессивному архитектору Виталию Стадникову, который будет читать очередную лекцию в «Арт-Пропаганде» 20 марта.