Город Потребитель всегда прав

Потребитель всегда прав

Страна отметила день солидарности, о котором мало кто знает. Отстаивать свои интересы потребители стали чаще, но в суды за правдой они по-прежнему идут неохотно.

С такого признания руко­водителя управления Роспотреб­надзора по Самарской области Нины Сергеевой началась пресс-конференция по случаю междуна­родного Дня защиты прав потре­бителей 15 марта. Впрочем, од­ним днем всех проблем не решить и даже не обозначить, ибо коли­чество жалоб в это ведомство рас­тет год от года. В 2010-м поступи­ло более 8000 обращений, что в разы больше, чем за любой преды­дущий период. И более 70 процен­тов контрольных проверок устано­вили нарушения прав потребите­лей сразу по нескольким пунктам. Однако сумма взысканных штра­фов составила всего 2,8 миллио­на рублей. Мало? Да, но это вопрос к законодателям: почему участни­ков дорожного движения штрафу­ют жестче, чем фирмы и ведомства, которые обманывают потребителя на каждом шагу?

Как показывает ведомственная статистика, чаще всего самарцы сталкиваются с низким качеством услуг (53%). Больше всего наре­каний приходится на ЖКХ и фи­нансовые институты. Существен­но омрачает нашу жизнь и сфера торговли (37%). И если проблемы с просроченными продуктами мно­гие потребители уже научились ре­шать самостоятельно — идут ме­нять, то несоответствие ценников на витрине и цены товара на кас­се заставляет их обращаться в кон­трольное ведомство. Как и рост та­рифов, некомпетентность и хам­ство обслуживающего персона­ла. Да только вот многие проти­воправные действия сферы услуг остаются... за рамками Закона о за­щите прав потребителей.

- Многие вопросы относят­ся к компетенции различных ор­ганов власти, правоохранитель­ных структур, ведь не ко всем на­рушителям можно применить ме­ры административного воздей­ствия, прописанные в Законе о за­щите прав потребителей. Но лю­ди все равно идут в Роспотребнад­зор, - констатирует Нина Сергеева. - Наверное, потому, что мы сами все время призываем потребите­лей активнее отстаивать свои ин­тересы. Разъясняем людям их пра­ва, даем адреса, куда нужно обра­щаться по тому или иному вопросу, помогаем написать претензию или исковое заявление в суд, выступа­ем в качестве экспертов в суде.

В сфере финансовых услуг са­мый популярный способ обмана, с которым потребители обращают­ся в Роспотребнадзор, - это выда­ча кредитов, за которые банки бе­рут не только оговоренный про­цент, но и деньги за открытие и ведение счета, что запрещено за­коном. Был в практике ведомства случай, когда кредит гражданин взял на полтора миллиона рублей и только за комиссию переплатил больше 200 тысяч. Иногда дохо­дит и вовсе до абсурда, когда бан­ки не дают кредит без страховки жизни и здоровья клиента. Понят­но, что, покупая в кредит автомо­биль или квартиру, человек дол­жен покупку застраховать. Но вот с собой он может поступать, как заблагорассудится. Чтобы не по­пасться на уловки недобросовест­ных банкиров, специалисты Ро­спотребнадзора советуют внима­тельно читать договор, в котором должна быть информация о раз­мере кредита и сроках его погаше­ния. Повышать без предупрежде­ния проценты и менять срок дей­ствия кредитного договора запре­щено. Если такое вдруг случилось – смело идите в суд.

Реальную помощь ведомство может оказать потребителям в по­иске информации об исполните­ле и услуге (вспомните нечитае­мый шрифт на этикетках, отсут­ствие адреса производителя, ин­струкции на иностранном языке и т.д.), при нарушении договорных отношений, качества и безопасно­сти услуги, а также при навязыва­нии условий, ущемляющих права потребителя.

Много вопросов сегодня у са­марцев вызывает и установка при­боров учета. Согласно федераль­ному закону, до 1 января 2012 го­да счетчики должны появиться во всех домах (по внутриквартирным - сроки пока не определены). Но на волне призывов властей к эконо­мии и ажиотажа населения фирмы решили подзаработать. Так, мно­гие УК требуют с жильцов плату за предоставление технических усло­вий для установки счетчиков. По­зиция же Роспотребнадзора состо­ит в том, что взимание денег за это незаконно. Сейчас ведомство от­стаивает ее в суде. Сделать это не­просто, поскольку ни в одном фе­деральном и местном документе этот вопрос не прописан. Вот ком­мунальные монополисты и качают барыши из правового вакуума…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления