Доходы компаний от оказания услуг платного доступа к ТВ растут активно. За последний год прирост оценивается в 13%. Однако эксперты говорят о перенасыщении рынка платного ТВ, что заставляет компании повышать качество и количество сервисов, снижать цены, регулярно проводить акции, направленные на повышение лояльности абонентов.
Доходы растут
По предварительным оценкам исследовательской компании iKS-Consulting, к концу 2010 года число абонентов платного ТВ в России достигло 20,5 млн человек. В этих подсчетах не учитывались абоненты систем коллективного приема телевидения и подписчики пакетов, содержащих только бесплатные каналы. Объем доходов рынка платного ТВ от физических лиц в 2010 году оценивается экспертами компании J'son & Partners Сonsulting в $940 млн, что на 13% превысило показатели 2009 года - тогда доходы составили $830 млн.
66% абонентов, подключенных к платному ТВ, пользуются проводным телевидением, 34% – спутниковым. По оценке J'son & Partners Сonsulting, лишь 15% проводного ТВ в России является цифровым. «Структура рынка неэфирного телевидения существенных изменений в 2010 году, судя по предварительным данным, не претерпела, - проанализировал ситуацию аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - Доля IPTV все еще формируется в пределах нескольких процентов как в части количества абонентов (2%), так и в отношении общего объема платежей (3%). Вместе с тем сама индустрия платного ТВ продолжает динамично развиваться, и абсолютные показатели сегмента IPTV, естественно, растут. Мы полагаем, что в денежном выражении (по объему абонентских платежей) объем рынка неэфирного ТВ вырос в 2010 году примерно на 15% и составил около $1 млрд».
Конкуренция внутри сегмента
На современном этапе российский рынок платного ТВ формируется деятельностью нескольких десятков сравнительно крупных и большим количеством относительно мелких по масштабу бизнеса локальных провайдеров (спутниковых, кабельных и IPTV-операторов). «При этом сейчас на рынке представлены около 200 «неэфирных» каналов, - сообщил Максим Клягин, - примерно четверть из них являются условно бесплатными. К числу крупнейших провайдеров, на долю которых приходится, по различным оценкам, около 35-40% от общего объема абонентской базы, исследовательские агентства относят компании «Триколор», НТК, «Комстар», «ЭР-Телеком», «Мультирегион». По мнению заместителя директора по развитию ООО «Теленет» Николая Кулаковского, конкуренция на рынке платного доступа к ТВ-каналам сегодня ощущается довольно остро. «Практически в каждом многоэтажном доме, как правило, присутствуют несколько (минимум два) операторов связи, которые предоставляют услугу платного доступа к ТВ. Это операторы спутникового, кабельного ТВ и IPTV», - отметил эксперт. Более серьезная конкуренция складывается внутри каждого из сегментов, в меньшей степени – между сегментами. «У каждого вида ТВ более-менее сложилась своя сфера влияния. Например, спутниковое ТВ по сравнению с кабельным ощутимо дороже. Зато спутниковое ТВ доступно там, где нет возможности провести кабель, например, в частном секторе и т.д.», - добавил Николай Кулаковский. «Для конечного потребителя услуги не имеет особого значения технология, с помощью которой до него доставляется сигнал, - пояснила коммерческий директор Самарского филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Марина Кордонская, - для потребителя важен конечный результат – качество «картинки» и звука, наличие дополнительных функций».
Борьба за абонента
Операторы конкурируют между собой разными способами: увеличивают количество и качество транслируемых каналов, предоставляют дополнительные услуги, снижают тарифы, проводят акции и т.д. «Каждый из этих способов по-своему эффективен, - убеждена Марина Кордонская, - если направлен на улучшение качества оказываемых услуг и их доступности и популяризации, а не только на «самопиар» операторов связи.
В результате абоненты получают возможность выбора и нужное им соотношение цены и качества услуги». Николай Кулаковский одним из наиболее эффективных способов борьбы за абонента считает создание пакетных предложений в рамках специальных акций. «Например, акция «333» компании «Теленет» предоставляет абонентам доступ в Интернет и к кабельному ТВ всего за 333 руб. в месяц», - сообщил Кулаковский. Не менее эффективными для повышения лояльности клиентов оказываются более выгодные тарифные планы для постоянных абонентов или снижение абонентской платы за месяц при оплате услуг за полгода или за год. Нередко компании предлагают дополнительные сервисы для потенциальных, а потом уже и состоявшихся абонентов: упрощенная процедура подключения, подача заявки по телефону или через Интернет, круглосуточная техподдержка, расширение вариантов оплаты и т.д.
«В компании «Теленет» можно бесплатно заказать демонстрацию цифрового ТВ на дом, которая не обязывает к дальнейшей покупке, но дает возможность оценить возможности «цифры», - добавил Николай Кулаковский.
Будущее за цифровыми технологиями
По прогнозу Максима Клягина, основными драйверами рынка неэфирного ТВ будут оставаться высокие темпы роста технического охвата и динамичное расширение абонентской базы, в том числе за счет сделок M&A. «Поскольку одним из основных трендов нам представляется дальнейшая консолидация рынка за счет поглощения крупными провайдерами локальных игроков рынка», - подчеркнул Клягин. Николай Кулаковский сомневается, что в ближайшее время на рынке платного ТВ произойдут какие-то глобальные изменения, поскольку рынок предельно насыщен. «Думаю, что сложится ситуация, схожая с ситуацией на рынке мобильной связи, - отметил Николай Кулаковский. - Рынок перенасыщен, у каждого из операторов уже сложилась своя база, и каждый будет стараться «перетащить» к себе абонентов за счет новых тарифных планов, специальных акций, дополнительных сервисов».
Марина Кордонская, коммерческий директор самарского филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»:
- В настоящее время платное телевидение – одна из ключевых точек роста на рынке телекоммуникационных услуг. В Самаре охват только кабельным телевидением около 60%. Его популяризации во многом способствует возрастающий интерес со стороны населения. Культура потребления платного ТВ меняется. Число людей, оценивших преимущества платного ТВ, его качество и интерактивность, продолжит расти.
Николай Кулаковский, заместитель директора по развитию ООО «Теленет»:
- В скором будущем (возможно, чуть позже 2015 года) аналоговое ТВ окончательно умрет, эфирное ТВ будет цифровым, поменяется парк телевизоров и платное ТВ будет более выборочным. Не думаю, что в ближайшее время на рынке платного ТВ произойдут какие-то глобальные изменения. Рынок насыщен, а основная борьба за абонента будет вестись в новых построенных домах и за счет привлечения абонентов специальными акциями, предоставлением дополнительных сервисов.
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
- Органический рост аудитории платного ТВ будет происходить в основном за счет увеличения смотрения неэфирных ТВ-каналов пользователями среднего класса, более высокий уровень благосостояния которых позволяет им делать выбор в пользу платных ТВ-услуг. С другой стороны, мы ожидаем дальнейшего развития интереса к развивающемуся рынку платного ТВ со стороны крупнейших рекламодателей. Более комфортные условия размещения при высоком аффинити будут способствовать наращиванию рекламных сборов «неэфирных» каналов.
Aвтор: Владимир Калядин