За последний год население Самарской области в полной мере смогло ощутить на себе влияние природных стихий. Летом 2010 года аномальная жара способствовала возникновению огромного количества пожаров. В апреле этого года часть районов нашей губернии буквально накрыла «большая вода». Кроме природных катаклизмов жителей очень волнуют факторы, непосредственно влияющие на экологию нашего региона. О причинах и последствиях вышеперечисленных проблем в интервью 63.ru рассказал заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Самарской области Александр Тергалинский.
– Александр Сергеевич, на данный момент больше всего жителей Самарской области беспокоит ситуация с паводком. Как вы думаете, что стало причиной наводнения? Ведь примерно месяц назад многие говорили о том, что боятся нечего.
– Действительно, ранее синоптики не прогнозировали такой критичной ситуации. Они говорили о гораздо меньшем уровне воды. На заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям называли и причины сильного паводка этого года. Ситуацию усугубило следующее обстоятельство: в начале апреля, как вы помните, шел достаточно обильный снег, была минусовая температура, а после восьмого числа резко потеплело, что вызвало обильное таяние снега. Это и стало причиной прихода «большой воды». Что же касается последствий, то здесь нужно отметить, что многие жители отказывались покидать свои дома. Отчасти из-за того, что опасались мародеров. Еще одной причиной я бы назвал их неверие в серьезность ситуации. Люди просто не верили, что разлив рек может достигнуть таких масштабов. Ведь такого наводнения не было уже достаточно давно.
– Что касается деятельности вашего управления, возникали ли у вас проблемы в связи с наводнением?
– Одной из задач Росприроднадзора является обеспечение сохранности объектов, на которых размещают отходы, в том числе химических и нефтяных производств. При проектировании и выборе места для подобных полигонов всегда учитывались возможные природные катаклизмы и паводок в том числе. Меры по предупреждению ЧС мы принимаем всегда и обязательно учитываем при этом возможный уровень паводка. Хочу отметить, что сейчас у нас нет информации о том, что затопило какие либо места складирования отходов.
– Помимо паводка, который буквально накрыл нашу область в этом году, другой стихией, которая привела к достаточно серьезным последствиям стали лесные пожары летом прошлого года. Каков ущерб от них, чего нам ждать в этом году?
– Площадь лесных насаждений, которые находятся в ведении Росприроднадзора, составляет 208 тысяч гектар. Это территории национальных парков. Всего их в Самарской области три: Самарская Лука, часть Бузулукского бора и Жигулевский заповедник имени Спрыгина. Причиной возгораний в 2010 году стала конечно же аномальная жара. Предсказать такое развитие событий достаточно сложно, поэтому не могу сказать какими будут погодные условия в этом году. Но в любом случае, мы принимаем меры, чтобы не допустить повторения прошлогодних событий. Первое, мы направили письма-предписания собственникам объектов (турбаз, зон отдыха), которые находятся на территории национальных парков с тем, чтобы они устранили все нарушения и приняли меры по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, такие же предписания получили и собственники линий электропередач, нефтегазопроводов и автомобильных дорог. В этом году мы проведем 14 плановых проверок соблюдения правил пожарной безопасности. Самая главная проблема – это недостаточное финансирование противопожарных мероприятий. Поэтому мы неоднократно ходатайствовали перед вышестоящими федеральными инстанциями о выделении средств на противопожарные мероприятия. В итоге было принято решение о выделении двух миллионов рублей на закупку техники. Конечно, такой суммы недостаточно. Также необходимо отметить, что в 80% случаев главной причиной возгораний в лесах становится человеческий фактор. Люди неосторожно обращаются с огнем, когда выезжают на природу несмотря на все предупреждения. Кроме того, часть лесных пожаров спровоцировали палы сельскохозяйственных угодий.
– Принимались ли какие-то меры к виновникам возгораний?
– В прошлом году возбудили восемь уголовных дел по факту пожаров на территориях национальных парков. Но все их прекратили, так как не нашли виновных.
– А как можно уменьшить влияние человеческого фактора на природу?
– В принципе, каждый человек прекрасно понимает, что без леса прожить практически невозможно. Но каждый должен решить сам для себя, что первостепенно: окружающая среда, в которой мы живем или сам человек, который просто является частью природы и оказывает на нее наибольшее влияние. Если люди, наконец поймут, что природа первостепенна, то тогда они и будут выбирать для выездов на природу подходящие места, где нет риска того, что от искры загорится лес. Этот вопрос актуален и для национальных парков. Там сейчас развивают экологический туризм. Ведь ничто не мешает человеку за приемлемые деньги приобрести путевку и, не нарушая правил безопасности, прекрасно провести время на природе.
– Еще одной проблемой, особенно волнующей жителей крупных городов является загрязнение воздуха. Как на самом деле складывается обстановка в Самарской области?
– Если сравнивать ситуацию в конце 80-х годов и наши дни, то сейчас показатель загрязнения снизился в три раза. Обуславливается это прежде всего тем, что сократилось количество предприятий военно-промышленного комплекса. Многие из них не работают. По информации Приволжского УГМС уровень загрязнения атмосферного воздуха в таких крупных городах как Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Сызрань постепенно снижается. Резкого падения показателя нет. Плановая работа в этом направлении приводит к положительным результатам. Конечно, большую помощь в этом нам оказывают обращения рядовых граждан. Можно измерять различные показатели, производить анализ проб, но организм человека сам определяет, когда в природе что-то не так. Проблема загрязнения атмосферного воздуха, в отличие от паводка и пожаров, не сезонного характера. Если приводить конкретные примеры, то в Новокуйбышевске, в одной части города сосредоточено достаточно большое количество предприятий нефтяной и химической промышленности. Не так давно исследования показали, что этот город входит в число самых развивающихся по промышленным показателям. Естественно, такая деятельность не может быть без негативных последствий. И мы безусловно уделяем большое внимание этому вопросу, контролируем соблюдение природоохранных норм на предприятиях и штрафуем нерадивых природопользователей. Также в качестве примера можно привести Безенчук, где сейчас функционирует предприятие «Галант». На нем перерабатывают газовый конденсат. К нам поступило огромное количество жалоб от местных жителей. Сейчас управление проводит административное расследование по факту обращений граждан.
Еще одной проблемой, вызывающей беспокойство многих жителей, является загрязнение атмосферного воздуха в районе Алексеевки, Петра Дубравы и Смышляевки летом 2010 года. Конечно, первым предприятием, на которое пало подозрение, стал завод «Балтика». Мы совместно с природоохранной прокуратурой провели несколько проверок. Однажды выезжали даже ночью. В итоге, оказалось, что «Балтика» не является источником загрязнения. На самом деле причиной неприятного запаха стали пруды-накопители бывшего свинокомплекса. Из-за высокой температуры воздуха испарялись те фракции, которые накопились там за несколько лет, а аномальная жара их, если можно так сказать, растопила и запах распространялся по ближайшей низине, то есть по пойме реки Падовки.
– Некоторое время назад появилась информация о раздельном сборе бытового мусора. Можно ли сейчас уже говорить о том, что в скором времени все-таки эту систему внедрят в Самаре?
– Центральную роль в этом играет человеческий фактор, воспитание. Мы изучали, как этот процесс происходил в западных странах. Необходимо достаточно большое количество времени на то, чтобы разъяснить людям, убедить их в том, что это нужно. Что касается утилизации, то в настоящее время для многих бизнесменов это достаточно прибыльное дело. По статистике, 50% отходов в Самарской области подвергают переработке. По этому показателю мы занимаем шестое место в России. По большей части, конечно, в этом плане преуспели предприятия нефтяной отрасли. Они перерабатывают тот хлам, который накапливался годами.
– Вы сказали, что обращения жителей помогают выявлять вам нарушителей. Много ли жалоб поступает в Росприроднадзор и какие из них самые распространенные?
– Половина всех жалоб, поступающих от граждан, касаются незаконного занятия водных объектов, воспрепятствования посещению прибрежной зоны. В 2010 году по фактам таких нарушений мы провели 26 рейдовых проверок. Сдвиги в этом направлении конечно есть, но ликвидация подобных самостроев у нас – достаточно сложный процесс. Если брать пример Москвы, то там в решении этой проблемы очень хорошо помогают правоохранительные органы. У нас же часто бывает так, что нарушитель не исполняет предписания проверяющих, потом дело доходит до суда. На всю эту процедуру уходит очень много времени.
– Насколько соизмеримы штрафы, выписываемые предприятиям, юридическим лицам с тем ущербом, которые они наносят лесам, водоемам, атмосферному воздуху, экологии вообще?
– Нужно сказать, что сейчас, конечно, штрафы невелики. Но в последнее время наметилась тенденция ужесточения законодательства в этом направлении. И это положительно скажется на экологии Самарской области. Помимо штрафов есть еще обязательные платежи, которые каждое предприятие платит за наносимый им ущерб. К примеру, за 2010 год за негативное воздействие на окружающую среду предприятия нашего региона за выбросы в атмосферу выплатили 56 миллионов 783 тысячи рублей, за сбросы в водные объекты – 73 миллиона 253 тысячи рублей, за размещение отходов – 322 миллиона 502 тысячи рублей.