Город Андрей Золотарев, главный офтальмолог Самарской области: «Главное – это предотвратить потерю зрения, это эффективнее, дешевле и проще»

Андрей Золотарев, главный офтальмолог Самарской области: «Главное – это предотвратить потерю зрения, это эффективнее, дешевле и проще»

В регионе не снижается число глазных заболеваний, но за последние пять лет сделан серьезный технологический рывок, говорят самарские офтальмологи. По влиянию на качество жизни населения и по возможности его исправить офтальмология является одной из самых эффективных отраслей медицины. При катаракте пациент на 99% слепой, после операции – на 100% зрячий. То же самое касается большинства офтальмологических заболеваний. «Поэтому мы делаем акцент на раннем выявлении глазных болезней», – рассказал в интервью doctor63.ru главный врач Самарской областной клинической офтальмологической больницы им. Т.И. Ерошевского, доктор медицинских наук, профессор, главный офтальмолог Самарской области Андрей Золотарев.

Андрей Владимирович, как известно, глаукома – это основная причина инвалидности по зрению в России. Перед врачами стоит задача на наиболее ранней стадии обнаружить болезнь и предотвратить развитие слепоты. Как в настоящий момент оперируется глаукома? Улучшилась ли ситуация с получением льготных лекарств при глаукоме?

– Глаукома, к счастью, стала оперироваться меньше, потому что препараты простагландинового ряда мы стали с 2004 года внедрять в рамках льготной системы. Впоследствии цена на эти препараты снизилась, и они стали доступнее и вне льготной системы. Они очень хорошо работают, поэтому операции по глаукоме в настоящий момент нужны меньше. В целом, хирургия глаукомы – это «конек» нашей клиники еще со времен Т.И. Ерошевского. Идеальный вариант, если удается сделать непроникающую операцию при глаукоме, но с этим сложно, потому что не в каждом случае ее можно сделать.

Последнее новшество – это хирургия хрусталика при глаукоме. Подход с совершенно другой стороны, но эффект иногда дает сногсшибательный. Поэтому при хрирургии глаукомы мы всегда рассматриваем вопрос, какая именно форма глаукомы и насколько она зависит от хрусталика. Иногда лучше прооперировать катаракту, или даже не дожидаясь катаракты прозрачный хрусталик заменить, и этим можно «вылечить» глаукому. Но так происходит не во всех случаях. У глаукомы название одно, а заболевания разные.

Есть также неоваскулярная глаукома, которая появляется после травм или как следствие сахарного диабета. Самарские офтальмологи уже могут оперировать данную форму глаукомы?

– К счастью, таких случаев не очень много, но операции мы действительно проводим. Вот только сегодня у меня пациент был, неделю назад был прооперирован, очень хороший результат. Именно такая модификация, непроникающая операция, очень эффективна.

У молодежи в последнее время все чаще офтальмологи находят отслойку сетчатки. Какие физические нагрузки возможны после лазерной коагуляции? Ведь для молодых людей важно заниматься спортом.

– После лазеркоагуляции ограничения становятся меньше, все-таки она дает эффект. Но перед тем, как принимать решение о занятиях каким-либо видом спорта, необходимо обязательно посмотреть периферию сетчатки у нас в лазерном центре или в частной клинике. Обязательно посмотреть периферию сетчатки с контактной линзой. При обнаружении подозрительных участков нужно сделать лазеркоагуляцию, чтобы избежать отслойки сетчатки. В большей степени отслойка провоцируется прогрессирующей близорукостью. И в глазах с близорукостью она возникает чаще. Поэтому мы настоятельно рекомендуем тем людям, у кого даже близорукость с минусом две-три диоптрии, перед тем как принимать решение о занятиях активными видами спорта, обязательно сетчатку проверить и провести лазерную профилактику.

Продолжаются ли исследования самарских офтальмологов, направленные на борьбу с пресбиопией или возрастной дальнозоркостью?

– Исследования продолжаются, в настоящий момент мы можем предложить при возрастной дальнозоркости замену хрусталика. Поскольку возрастная дальнозоркость связана в основном с изменением хрусталика. С возрастом хрусталик уплотняется и теряет эластичность. Единственный способ решить проблему – убрать неэластичный хрусталик, а эластичный поставить. Современные модели искусственных хрусталиков дают хорошее зрение.

Андрей Владимирович, насколько сформирован рынок офтальмологических услуг в Самарской области и оптимально ли соотносятся государственные и частные организации в этом секторе?

– Я думаю, что по количеству офтальмологических услуг еще есть определенный потенциал роста, но с технологической точки зрения баланс достигнут. Более простые операции делаются в частных клиниках, более сложные, требующие дополнительного оснащения и оборудования – в государственных учреждениях.

– Что вы можете сказать о глазной заболеваемости в Самарской области?

– Ситуация с глазными заболеваниями имеет одну существенную особенность. На факторы, влияющие на ухудшение зрения, мы пока не можем воздействовать. Причин катаракты мы не знаем. Мы только подходим к изучению проблем глаукомы. Поэтому мы можем просто констатировать рост заболеваемости ведущих глазных заболеваний: порядка 3-5% ежегодно. И это при условии, что недостаточная доступность офтальмологической помощи приводит к тому, что не все заболевания выявляются, в реальности цифры еще больше. С этой точки зрения необходимо оптимизировать систему так, чтобы, например, на начальных стадиях осложнения диабета, когда развивается диабетическая ретинопатия, достаточно было провести лазерную коагуляцию. Лазерная коагуляция занимает 15 минут времени, 4-5 сеансов достаточно, каждый из которых стоит 400-500 рублей.

– Каково состояние офтальмологической службы в регионе?

– Состояние офтальмологической службы – это боль, в том числе моя личная. К счастью, в последнее время больше внимания уделяется этому направлению. Есть определенные перспективы по оснащению офтальмологических кабинетов. Мы сейчас работаем над концепцией развития офтальмологии в Самарской области и изучаем опыт коллег в нашей стране и за рубежом, чтобы по возможности распределить объем работы на всех участников. Например, в России до сих пор нет такой специальности, как оптометрист, а на Западе соотношение оптометристов к офтальмологам четыре к одному. Мы хотим делегировать врачам общей практики в районах не столько диагностику, сколько выявление глазного заболевания. Есть достаточно простые тесты, которым можно научить, и врачи их будут проводить. При поддержке министерства здравоохранения мы также прорабатываем проект по созданию мобильных центров, оснащенных приборами.

– Как можно попасть бесплатно на лечение в больницу им. Ерошевского?

– У нас платных услуг порядка 11-12% от общего объема, остальные – бесплатные. Попасть на прием можно с помощью направления из поликлиники. Переоснащение больницы, возможно, даст нам другой уровень по оперированию катаракты. В настоящий момент очередь в 2-3-4 месяца на лечение – это максимум. Хочу подчеркнуть: вне зависимости от наличия направления, если возникают экстренные проблемы, например, заболел глаз или кровоизлияние, то без выходных, круглосуточно мы оказываем медицинскую помощь. Даже если у вас с собой нет медицинского полиса или паспорта, то все равно мы окажем помощь в полном объеме в приемном покое областной больницы им. Ерошевского. По экстренным показаниям.

– Андрей Владимирович, каковы масштабы по заболеваемости катарактой?

– Среди пациентов офтальмологических стационаров больше 50% – с катарактой. Среди хирургических заболеваний она чаще всего встречается. Если взять все офтальмологические заболевания, то к ним относятся и нарушение оптики глаза, и дальнозоркость с близорукостью. Таких пациентов намного больше. С возрастом количество пациентов с катарактой в глазах увеличивается, и в той ли иной степени помутнение хрусталика можно обнаружить практически у любого человека. Тут есть одна особенность. Когда зрение падает быстро, человек обращает на это внимание сразу, когда падает постепенно, он успевает адаптироваться. Учитывая, что офтальмологическая помощь не настолько хороша, как хотелось бы, человек приходит на операцию и видит уже 10% от 100. Поэтому нужно отслеживать, когда зрение будет ухудшаться. Не нужно ждать, когда катаракта созреет. На современном этапе развития офтальмологии как только помутнение хрусталика начинает сказываться на качестве зрения, сразу можно оперировать глаз.

Какие экспресс-рекомендации может дать главный офтальмолог Самарской области людям, которые вынуждены подолгу работать за компьютером?

– Желательно соблюдать режим труда и отдыха. То есть делать перерывы, переводить взгляд от монитора на далекие предметы, давая глазам возможность отдохнуть. Я бы также рекомендовал по возможности использовать компьютер с максимально большим монитором и максимальным разрешением. Иногда «компьютерный синдром» проходит в форме «сухого глаза». Хочу напомнить, что есть большое количество препаратов так называемой «искусственной слезы», главное, чтобы они были без консервантов. Тем, кто пользуется контактными линзами, также нужно давать глазам отдых. И для контактных линз тоже есть специальные капли. Я бы также рекомендовал рассмотреть вопрос использования одноразовых контактных линз. Они в итоге получатся не намного дороже, но гораздо лучше переносятся глазами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Баттл Азарова и Хинштейна: почему экс-губернатор в нем проигрывает
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
«С ней никто не хочет работать»: самарский блогер вангует, почему уволят Лапушкину
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления