Город Нужны ли детям карманные деньги?

Нужны ли детям карманные деньги?

Нужны ли нашим детям небольшие суммы денег от нас, родителей, которыми они могут распоряжаться самостоятельно?

Нужны ли нашим детям небольшие суммы денег от нас, родителей, которыми они могут распоряжаться самостоятельно?

Казалось бы, карманные деньги уже стали общепринятой нормой, отклонение от которой может унизить ребенка перед сверстниками, показать недостаток заботы родителей. Ведь эти суммы дают ему возможность учиться правильно расходовать деньги, планировать свои расходы и, само собой, радоваться жизни, получая удовольствие от самостоятельных покупок. Я с этим категорически не согласен и могу поделиться своим опытом, воспитания 5 детей, двое из которых уже старше 20 лет.

Прежде всего, надо провести различие между деньгами, которые родители регулярно дают ребенку на проезд и питание, т.е. подконтрольные им статьи расходов, от собственно карманных денег, выделяемых «на всякий случай», для трат на усмотрение ребенка. Хотя и деньги на питание могут быть очень разными, позволяя одному купить плюшку, а другому пообедать в кафе или даже ресторане по-взрослому. Я считаю, что деньги нужно давать детям только на реально необходимые расходы, выделяя их по минимуму и не давая права на самостоятельные покупки.

Против ювенальной психологии

Хотя это звучит довольно непривычно, но карманные деньги нарушают естественные для традиционной семьи отношения. Они появились сравнительно недавно, только во второй половине 20 века, когда в Западной Европе нарушились естественные демографические процессы, упала рождаемость коренного населения и начался процесс вырождения наций или, более политкорректно, убыли населения. В этих странах с высоким уровнем жизни малочисленные дети оказались в центре внимания многочисленных обеспеченных взрослых. Например, один ребенок стал объектом любви и ласки не только папы и мамы, бабушек и дедушек, но и бездетных дядь и теть, бездетных друзей и подруг родителей. Эта диспропорция в соотношении детей и взрослых привела к уродливой дето-центристской модели, когда интересы ребенка в семье ставятся на первое место. При такой модели все взрослые конкурируют между собой за возможность наилучшим образом проявить внимание к ребенку, а самый простой способ для этого - денежные подарки. Ювенальная юстиция и психология, которые продвигаются в нашей стране в качестве передового европейского опыта, как раз отражают эти отношения, тщательно регламентируя обязанности родителей по материальному обеспечению ребенка.

Для традиционной нормальной семьи, где детей больше, чем родителей, такие дето-центристские отношения неестественны, так же как и в мире животных, из которого мы все вышли. В многодетных семьях естественным центром являются родители, потому что ублажать и ставить на первое место интересы ребенка, когда их хотя бы больше одного,уже невозможно. На протяжении человеческой цивилизации родители, своим трудом зарабатывая на пропитание и обеспечение всей семьи, сначала обеспечивали свои базовые потребности, а потом распределяли оставшееся между своими детьми. У основной части населения Земли, которые жили своим трудом, едва покрывая базовые потребности, не было никакой возможности баловать своих детей карманными деньгами. Их просто не откуда было взять.

Наша семья, как и Вы, живет в другую эпоху, но мы сохранили традиционную модель материальных отношений: все расходы планируются и контролируются родителями. Хотя мы с женой не зарабатываем, как наши предки, ручным трудом и даже не являемся наемными работниками, но, также как и многие другие, вынуждены тщательно контролировать свои расходы. Если у наших предков на первом месте стояла забота, как накормить детей, то у нас, как обеспечить их комплексное развитие. Несколько языков, музыкальное, художественное, хореографическое, театральное творчество, мастер-классы, зарубежные стажировки и т.д., если разложить на пятерых, уносят столько денег, что вопрос о карманных деньгах просто не подымается.

Деньги или отношения?

Понимать своего ребенка непросто, оказывать на него влияние еще сложнее. Сразу после того, как он начинает посещать социальные институты (детсад, школа, развивающие центры, студии и т.п.), у него появляется своя, независимая от родителей, среда общения.Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем ниже авторитет родителей, пока он не доходит до минимальной отметки, после которой следует коррекция. Родители начинают умнеть на глазах. В самый тяжелый подростковый период очень хочется найти общий язык с детьми, но так сложно заставить себя над ним работать. Гораздо проще поднять настроение ребенку денежным подарком, а проблему взаимопонимания отложить, пока он не повзрослеет.

Мы с женой поняли, что готовиться к испытанию подростковым нигилизмом надо с самого раннего возраста ребенка, укрепляя и развивая все возможные коммуникации с ним: общие интересы, хобби, развлечения, общие приключения и как можно больше совместной обычной повседневной бытовой жизни: вместе убираться, готовить, работать на даче, и т.д. Как сказал Василий Розанов, «частная жизнь выше государства, выше церкви, выше Бога». Потому что только так человек достигает гармонии. Делая постоянные усилия над развитием коммуникаций с ребенком мы резервируем каналы общения, чтобы, когда его начнут «колбасить» подростковые гормоны, сохранился хотя бы минимальный контакт. Но зачем такие титанические усилия, если немного карманных денег могут хотя бы на несколько минут, но очень быстро, прямо на глазах превратить угрюмого бунтаря в ласкового сына?

Другая типовая ситуация родители очень заняты на работе, они стараются, чтобы у семьи было достойное качество жизни: дорогие покупки, регулярный отдых за границей и т.д. Естественно, у ребенка должно тоже быть все на уровне: и одежда, и преподаватели. «Мы заработаем, чтобы у него было все необходимое для счастливого детства и творческого развития» - такова благая идея. Но отгородившись этой догмой от повседневного общения с ребенком, переложив эту радость и труд на профессионалов в своей области, но абсолютно чужих людей, можно потерять контакт с ребенком. Как сказала Жаклин Кеннеди: «Воспитание детей – это работа, которую за Вас никто не сделает». А когда человеческий контакт родителей с ребенком ослабевает, на помощь опять приходят карманные деньги. Они могут выдаваться как стимулы за достижения в учебе или другие положительные поступки, но суть не меняется: человеческие отношения родителей с ребенком заменяются деньгами.

Дадим нашим детям самое счастливое … рабство!

Мы живем в мире, где реклама и ПиАр подвергают нас гигантскому манипулятивному воздействию с помощью средств телевидения, интернета, печатных СМИ, наружной рекламы, BTL рекламы и т.д. Охота на человека, чтобы сделать его преданным потребителем всевозможных товаров и услуг, идет круглосуточно и становится все более изощренной. Постоянное восприятие человеком рекламы делает человека все более и более легко манипулируемым. Поэтому в нашей семье не смотрят телевизор, а только фильмы и анимацию на ДВД, которые для детей мы тоже подбираем сами. До возраста, пока они нам это позволяют.

Мы с женой стараемся как можно дольше оградить детей от воздействия рекламы, чтобы успели сформироваться защитные механизмы у новой личности, навыки критического мышления.

Даже нам, взрослым, в такой агрессивной рекламной среде очень не просто принимать решения о покупках товаров и услуг. Мне, например, в моей профессиональной деятельности приходится помогать людям избавляться от «брэндовой зависимости», когда человек начинает необоснованно идеализировать товар или услугу определенной страховой компании. А каково детям, которым дали на руки карманные деньги, превратив в легкую добычу опытных манипуляторов? Только представьте, будет ли кто-то выставлять мальчика в коротких штанишках из детского сада на боксерский поединок против взрослого профессионала? Мы, взрослые, знаем, как легко поддаться искушению и купить понравившуюся вещь, хотя она нам не очень нужна и к тому же не вписывается в запланированные расходы. Стать шопоголиком или, менее благозвучно, рабом потребления совсем не так сложно, особенно если начинать самостоятельные покупки в детстве. Если все родители будут давать своим детям карманные деньги, мы очень скоро построим идеальное общество потребителей, когда любое рекламное воздействие сразу будет оборачиваться продажами товаров, услуг или политической демагогии.

Давно установлено, что человек, который легко подвергается воздействию рекламы,- самый желанный клиент для наркодилеров. Действуют одинаковые механизмы психологического воздействия. У детей с карманными деньгами не только сломана психологическая защита от манипуляций, но также есть регулярная финансовая помощь родителей. Естественно, что карманные деньги могут и часто становятся платой за наркотики.

Экологическое мышление

Есть и еще один очень важный аспект, почему в нашей семье не спешат отпускать детей в свободное плаванье потребительства (есть еще одно не совсем цензурное слово). Это ограниченность естественных ресурсов на нашей планете. Если сравнить гардероб современной среднестатистической девушки и наряды какой-нибудь средневековой принцессы (или даже королевы), то по количеству предметов, я просто не сомневаюсь, что наша современница победит. Сегодня промышленность производит такое огромное количество товаров, в котором человек не нуждается. Но мы продолжаем тратить невосполнимые естественные ресурсы Земли и уже нарушаем экологический баланс. Я уверен, что наша цивилизация погибнет, если мы не выработаем навыки ограничения потребления. Помните основную проблему науки экономики: потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Мы не осознаем, насколько за последние 100 лет оскудели ресурсы Земли, насколько они ограничены. Что останется после нас? В нашей семье мы пытаемся растолковать это детям.

Деньги как высокая энергия

После всего вышенаписанного может сложиться впечатление, что в нашей семье детям прививают отрицательное отношение к деньгам. С точностью до наоборот. Мы говорим детям, что деньги -это высокая энергия, аналог физического труда одних людей и творческой деятельности других, которые достойны уважения. Но с этой высокой энергией надо научиться обращаться. Чтобы деньги не коверкали жизнь, а помогали в твоей реализации. Мы с ранних лет учим детей играть в «Крысиные бега» Кийосаки ( того, что написал «Богатый папа, бедный папа»), чтобы они поняли, как легко попасть в колесо зависимости от кредитов и остаться там на всю жизнь. Ходим с детьми, начиная с начальной школы на курсы финансового планирования, чтобы они знали, как формируется финансовая стабильность и независимость. И не даем карманные деньги, чтобы не обесценивать деньги в глазах детей. Они обосновывают нам свои затраты, которые иногда кажутся странными, как, например, журналы про девочек-ведьм и мальчиков-пауков, но под нашим контролем такие покупки проходят редко. Обычно дети обращаются за книгами, пособиями, инструментами для собственного творческого развития и всегда согласовывают такие расходы.

Когда же дети становятся подростками, и их потребности становятся шире представлений родителей,когда они хотят делать покупки самостоятельно, мы объясняем, что они могут заработать деньги сами. Я и жена в советское время начали зарабатывать на личные расходы в возрасте 13 лет. И наши дети тоже начинают подрабатывать довольно рано. Пока рекорд принадлежит младшему сыну Владику, который получил первую официальную зарплату, как артист Оперного театра в 10 лет. Нет нужды объяснять, насколько отличается отношение к заработанным деньгам и полученным без всяких усилий.

Существует представление, что карманные деньги могут научить детей правильно тратить деньги и планировать расходы. Мой личный опыт говорит о другом. Наш средний сын Федор, у которого не было карманных денег, поступил в московский университет и уехал туда учиться. Дочка нашей подруги, которая привыкла к карманным деньгам, тоже стала студенткой другого университета в Москве и начала жить там. Расходы на наших детей просто невозможно сравнивать. Настолько экономно живет Федя, которому мы объяснили, что надо рассчитывать на себя самого. А заработок лучше тратить на собственное развитие, чем на то, чтобы лучше выглядеть.

Привычка получать гарантированные незаработанные деньги может выработать к ним «легкое отношение». Повзрослев, человек с той же легкостью берет банковские кредиты, по которым не в состоянии расплачиваться, попадает на всю жизнь на долговую цепь банка или в колесо «Крысиных бегов» Кийосаки.

Давать карманные деньги или не давать, зависит не только от воли родителей вести регулярный контроль за расходами, но и, самое главное, - от ежедневных усилий по выстраиванию отношений с ребенком. На мой взгляд, карманные деньги – это признание поражения как родителя, покупка иллюзии теплых отношений с ним и отказ от ответственности за судьбу своего ребенка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления