В сентябре вступает в силу Федеральный закон №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», который будет регулировать перевозки пассажиров легковыми такси. Согласно документу, уже с 1 сентября таксист без специального разрешения окажется вне закона. Также обязательной процедурой станет технический и медицинский осмотр.
Реакция на принятие федерального закона, который будет регулировать сферу перевозок пассажиров и у официальных таксистов, и у так называемых «бомбил», примерно одинаково негативная. В настоящий момент в разных городах России таксисты проводят акции протеста против нового закона. «Бомбилы» на улицы не выходят, но в разговорах с пассажирами комментируют нормативный акт исключительно словами, которые мы не можем привести по этическим соображениям. Солидарность шоферская братия проявила и в нежелании высказывать свое мнение на страницах газеты. Разные люди, от директоров крупных таксомоторных компаний до рядовых водителей, которые по вечерам стоят на остановках общественного транспорта и около ресторанов и кафе, наотрез отказались официально комментировать ситуацию.
Прекратить «таксистскую рулетку»
Антон Буслов сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт».
– Нужен ли России закон «О такси» или отрасль и так регулируется достаточно?
– Это один из самых долгожданных нормативных актов в сфере транспорта. Дело в том, что ранее сфера таксомоторных перевозок не поддавалась никакому регулированию. Теперь есть закон. Это, бе- зусловно, привнесет порядок в перевозки пассажиров таксомоторами: есть все основания надеяться, что хаос, царивший на этом рынке, теперь уйдет в прошлое.
– Насколько необходимо вводить штрафы для так называемых «черных таксистов» или «бомбил» - таксистов, не имеющих лицензии на перевозки?
– Понятно, что самые лучшие средства принудить жить по закону – это экономические рычаги воздействия. Возить без лицензии должно стать «себе дороже», а единственный способ это сделать - штрафы. Собственно, именно в законодательном упрощении механизма привлечения к ответственности «черных» перевозчиков и состоит основная ценность принятого закона.
– К чему приведет вступление закона в силу - к увеличению конкуренции и соответственно снижению стоимости проезда или к увеличению себестоимости поездки и соответствующему росту тарифов?
– На самом деле цены на таксомоторные услуги в России завышены. Логика транспортной системы такова: дешевле всего должен быть общественный транспорт, затем должно следовать такси, а потом – самый дорогой способ поездок, личный автомобиль. У нас же личный автомобиль оказывается дешевле, чем такси. В чем же причина такой дороговизны, в том числе в неорганизованности рынка? Цивилизованное такси вынуждено вкладываться в бизнес, следить за машинами, проверять и отбирать водителей, а значительное число потенциальных клиентов все равно увозят «бомбилы». В результате чтобы выжить, законные таксопарки вынуждены уходить в другой сегмент рынка перевозок - рассчитывать на более обеспеченных людей, которые не захотят ездить в некомфортных условиях. Таких клиентов меньше, а значит, паркам приходится держать более высокие цены. Как только «бомбилы» освободят занятую сейчас нишу бюджетных перевозок, появятся таксопарки, ориентированные на эконом-класс. Другой вопрос, что будет некий переходный период, и пока ситуация не придет в нормальное состояние, колебания цен возможны.
– Безопасность в такси: как обстоят дела сейчас и как они могут измениться в связи с вводом обязательного технического и медицинского осмотра?
– У моей знакомой был случай, когда, выйдя к приехавшему за ней такси, она обнаружила там пьяного водителя. О какой безопасности в таких условиях можно говорить? И манера вождения «черных» перевозчиков, и техническое состояние автомобилей как минимум удручают.
Свобода выбора
Дарья Сулоева, частый клиент такси.
– Нужен ли России закон «О такси» или отрасль и так регулируется достаточно?
– Закон нужен, в первую очередь, чтобы регулировать деятельность таксомоторных компаний, а не частных «бомбил». Сейчас есть компании, которые по сути являются диспетчерскими, а собственных автомобилей у них нет, и они не несут ответственности за жизнь и здоровье клиента. В такси этих компаний ездить просто небезопасно.
– Насколько необходимо вводить штрафы для так называемых «черных таксистов» или «бомбил» - таксистов, не имеющих лицензии на перевозки?
– Я думаю, что штрафовать людей, которые за отдельную плату кого-то подвозят, не стоит. У каждого пассажира должен быть выбор – заплатить больше лицензированному водителю, который однозначно довезет его живым и здоровым, а если нет, то понесет серьезную ответственность, или сэкономить время на ожидание такси и деньги и остановить машину взмахом руки на свой страх и риск.
– К чему приведет вступление закона в силу - к увеличению конкуренции и соответственно снижению стоимости проезда или к увеличению себестоимости поездки и соответствующему росту тарифов?
– Я думаю, что цены на проезд в такси будут резко увеличены за счет того, что лицензированным компаниям придется инвестировать в создание инфраструктуры. Увеличатся цены и у «бомбил», которые все равно останутся – они будут брать с пассажира дополнительные деньги за риск быть оштрафованным. К тому же уйдут с рынка компании эконом-класса, чьи услуги сейчас бывают дешевле, чем услуги «бомбил». После принятия закона о такси они попросту разорятся.
– Безопасность в такси: как обстоят дела сейчас и как они могут измениться в связи с вводом обязательного технического и медицинского осмотра?
– Ситуация может измениться в лучшую сторону только в том случае, если техосмотр будет проводиться по всем правилам, а не за тысячу рублей в соседнем автосервисе у знакомого дяди Васи. То же касается и медосмотра
Алексей Кириенко, депутат Самарской губернской Думы:
– Сегодня такси работают как бог на душу положит. Мы видим, что создаются ООО, которые объявляют о наборе водителей с личным транспортом. Приходит человек, который вчера получил права и начинает возить людей. Я не говорю уже о «чистоте» кадров. На праздники тарифы повышаются в два-три раза, а что такое счетчик, таксисты вообще забыли. Таксопарки обязаны обеспечивать медицинский контроль за состоянием водителей и их квалификацией, а еще не использовать слишком старые автомобили.
Интересные факты:
Девяносто процентов таксистов в Нью-Йорке – иммигранты.
В Южно-Африканской Республике официально запрещено ловить такси взмахом руки. Такое предписание появилось в связи с высокой опасностью нападения на пассажиров со стороны водителей нелегальных такси.
Водитель немецкого такси должен соблюдать многочисленные правила профессионального кодекса. Например, он должен брать любого пассажира, чей маршрут не выходит за пределы области, на которую распространяется лицензия таксиста. Отказать могут только очень пьяному, грязному или агрессивному человеку, а также владельцу большой и страшной собаки без намордника. Но и тут есть свои исключения. Скажем, во время Октоберфеста фирмы- перевозчики снисходят до нетрезвых пассажиров, а те в свою очередь приносят таксистам неплохой барыш.