Город «Революция» в ЖКХ

«Революция» в ЖКХ

Федеральное правительство готовит россиян к «революции в ЖКХ». Предстоящей зимой вступят в силу новые правила оказания жилищно-коммунальных услуг.

Правительство РФ утвердило новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Нормативно-правовой акт создавался в недрах федерального министерства регионального развития. Процесс рождения «Правил» был не только долгим, но и тяжелым. Достаточно напомнить, что как минимум два раза проект документа появлялся на сайте министерства, а потом снова отправлялся на доработку.

По мнению специалистов, эти правила можно назвать революционными. Жильцов ожидает немало сюрпризов, о которых лучше узнать и подготовиться к ним заранее, считают они.

Новая арифметика

Например, теперь поставщиков жилищно-коммунальных услуг обяжут отдельно указывать размер платы за услуги в жилых помещениях и сумму за ресурсы, пошедшие на общедомовые нужды. Это можно назвать одним из самых важных нововведений «Правил». Ведь сейчас в квитанциях за одну услугу выставляется одна платежная сумма. При этом в правилах сохраняется прежний принцип: плата по счетчику взимается с тех, у кого он установлен. Если же счетчика нет – расчеты делаются по нормативам потребления. Если в доме установлен общедомовой прибор учета, стоимость последних услуг рассчитывается как разница между показаниями общедомового счетчика и суммой объемов индивидуального потребления квартир. А при отсутствии общедомового прибора учета – по установленным нормативам на общедомовые нужды. Кстати, понятие «общедомовые нужды» вводится впервые. Также впервые появляется и понятие «норматив потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек».

Счет за отопление, доля которого, как известно, является наиболее значимой в коммуналке, будет выставляться по фактическому потреблению ежемесячно, безо всяких последующих перерасчетов. За это, кстати, выступают многие: зачем платить за тепло летом, когда батареи холодные? По замыслу авторов «Правил», это позволит решить проблему так называемой «13-й квитанции». Ведь согласно новым правилам, теперь теплоснабжающие организации в конце отопительного сезона не смогут сделать перерасчет (например, если зима была слишком холодной).

«До сих пор поставщикам тепла разрешалось проводить в конце года корректировку в зависимости от того, насколько холодным или теплым был год. Как следствие, процветали злоупотребления, – считает эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. – Если текущий год был заметно холоднее предыдущего, потребителям выставлялись дополнительные счета. При этом обратный порядок не действовал: ведь если зима была теплой и поставщики явно экономили на энергоносителях, в конце года «переплаченных» денег потребителям никто не возвращал. Теперь этот порядок будет отменен. Но надо понимать: неравномерность оплаты в течение года (летом, когда тепло отключают, платить не придется, зато зимой платежи резко возрастут) имеет как преимущества, так и недостатки. Это может ударить по малообеспеченным жильцам. Ведь субсидии они получают каждый месяц в одном и том же размере. Если пришли за субсидией летом, когда расходы на оплату ЖКУ меньше, то и размер субсидии будет маленький».

По замыслу авторов новых "Правил", прозрачнее должна стать и плата за текущий ремонт и содержание. Теперь собственники должны платить по факту: если управляющая компания сделала лишь 50% от запланированного, жильцы и оплатят лишь половину суммы. Правда, проверить реальный объем выполненных работ в конкретном доме можно будет только с помощью официального запроса.

По мнению экспертов, введение новых понятий вряд ли сделает коммунальную арифметику проще, прозрачнее и яснее. Ведь чем больше исходных данных, больше нормативов, тем более запутанными становятся расчеты.

«Сложностей будет много, – утверждает Дмитрий Гордеев. – В каждом доме всегда кто-то будет в отпуске, кто-то заплатит «на глаз», а кто-то и вовсе забудет заплатить. Формулы расчетов таковы, что если кто-то не сообщит исполнителю точное потребление за конкретный месяц, то размер платы за общедомовые нужды для тех, кто сообщит правильные объемы индивидуального потребления, будет завышен. Плату за общедомовые нужды за этот месяц нужно будет пересчитывать всем потребителям каждый раз, как будут всплывать недостающие сведения. То есть в правилах заложен «вечный перерасчет». Но поскольку это сложно и хлопотно, реальна угроза, что исполнители этого делать не будут».

Тепло и холодную воду не отключат никогда

В новых правилах, по которым планируется оказывать коммунальные услуги, предусматривают ужесточение борьбы с должниками.

Раньше безнаказанно не платить за квартиру можно было в течение 6 месяцев. Новые «Правила» сократили этот срок ровно на половину. Стоит квартиросъемщику задолжать за три месяца, он получит официальное письменное предупреждение. И если не заплатит по счетам в течение 30 дней, то получит «коммунальную черную метку», означающую, что через три дня его могут отключить от коммунальных удобств. Кстати, теперь отключить имеют право все, кроме отопления и холодной воды (последнее распространяется только на многоквартирные строения). Правда, при погашении долга «коммунальный рай» должен будет вернуться в квартиру за два рабочих дня.

Еще нюанс: по словам экспертов, семья из трех человек может задержать оплату всего на месяц и оказаться отключенной, потому что их месячный платеж как раз и равен трем нормативным суммам.

«Сейчас в отношении должников действует более мягкий порядок, – отмечает Дмитрий Гордеев. – Прежде, чем к вам смогут применить санкции, долг должен достичь суммы, равной шести нормативным. Но, согласитесь, бороться с должниками необходимо. Их, может, и не так много – по данным 2009 года, исправно оплачивали услуги ЖКХ 93% потребителей. Должников было всего 7%. Но то, что недоплачивают одни жильцы, управляющие «раскладывают» на добросовестное большинство. То есть по их долгам расплачиваются те, кто платит целиком и вовремя. Так что, считаю, эта норма как раз принята в интересах большинства жильцов».

Вместе с тем, у собственника появилась возможность получения рассрочки по оплате услуг ЖКХ, если размер платы за коммунальную услугу в расчетном месяце превысил более чем на 25% размер платы за аналогичный расчетный месяц прошлого года. Срок рассрочки может достигать 1 года.

Остается добавить, что хотя новые «Правила оказания услуг ЖКХ» были официально опубликованы 1 июня, минрегиону дано 3 месяца на разработку нормативов - для индивидуального потребления и общедомовых нужд. Затем регионы еще 2 месяца будут утверждать эти нормативы на местах.

– Работа по пересмотру тарифов в министерстве строительства и ЖКХ Самарской области уже началась, – сообщил руководитель государственной жилищной инспекции по Самарской области Андрей Абриталин. – В настоящее время там разрабатываются новые методики формирования нормативов на оказание жилищно-коммунальных услуг. По моим подсчетам, новые правила, скорее всего, начнут действовать не раньше ноября.

Справка:
По новым Правилам мы можем предъявлять ЖКХ свои претензии на перерасчет в случае неполного или некачественного предоставления услуг. Оплату должны уменьшить:

за перебои в подаче холодной воды – на 0,15% за каждый час сверх разрешенной нормы. Разрешается прерывать подачу холодной воды на 8 часов в месяц (суммарно) или 4 часа единовременно (в случае аварии);

за перебои в подаче горячей воды – на 0,15% за каждый час сверх разрешенной нормы. Нормативы такие же, как для холодной воды, однако в случае аварии на тупиковой магистрали разрешается отключать воду на 24 часа;

за недостаточно горячую воду – на 0,1% за каждые 3 градуса отступления от разрешенных отклонений. Разрешено отклонение от нормативных значений на 3 градуса днем и на 5 градусов ночью (с 0 часов до 5 утра). Если температура горячей воды ниже 40 градусов, за нее можно платить как за холодную;

за перебои в подаче электричества – на 0,15% за расчетный период, в котором произошел перебой. Разрешено отключение энергоснабжения на 24 часа при отсутствии резервного источника питания и на 2 часа при его наличии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления