От трети до половины семейного бюджета россияне тратят на еду. Таковы результаты мониторинга цен на социально значимые продукты питания, который ежегодно проводит Общественная палата. Эксперты и ритейлеры считают, что рост цен на продовольствие в ближайшее время несколько замедлится. В перспективе же продукты питания продолжат дорожать в силу объективных причин.
Главная статья расходов
Как посчитали в Общественной палате, продуктовая инфляция в России составила за год около 30%. Рабочая группа ОП по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам в течение года замеряла цены на набор основных продуктов питания: хлеб, сахар, яйца, молоко, творог, масло сливочное, говядину, свинину, курицу, минтай, масло подсолнечное, картофель, капусту, морковь, свеклу, лук репчатый. Согласно подсчетам, картофель, овощи и подсолнечное масло подорожали за год на 55%, сахар – на 25%, батон нарезной – на 22%, молоко – на 19%.
В прошлом году на рост продовольственных цен оказали влияние погодные факторы и особенно ажиотажное обсуждение ожидаемого роста цен, провоцировавшее население закупать продовольствие впрок
По данным Росстата, в России за пять месяцев 2011 года продукты питания подорожали в среднем на 5,5%. Для сравнения: в целом в Евросоюзе рост составил 2,6%. Правда, в отдельных странах ЕС (Румынии, Кипре, Латвии, Словакии, Польше, Литве, Словении и Венгрии) продукты поднялись в цене даже больше, чем в России, – примерно на 6-9%. При этом в Швеции цены на продукты питания не изменились, а в Ирландии и Великобритании продовольствие подорожало меньше чем на 1%.
В итоге получается, что россияне в среднем тратят на еду около 30% семейного бюджета, а в бедных семьях этот показатель доходит даже до 50%. Это в несколько раз больше, чем в благополучных европейских странах. Так, набор продуктов питания в РФ стоит на 13% дороже, чем в среднем в США, Китае, Португалии и Испании. При этом средняя зарплата в РФ на 25% ниже, чем в указанных странах.
«В целом эти данные близки к истинному положению дел – по сравнению стоимости продовольствия в минимальной потребительской корзине, среднему размеру семьи и среднему доходу на семью», – пояснил в беседе с «ВК» аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.
А по словам руководителя рабочей группы Общественной палаты Михаила Попова, опираясь на полученные данные, можно говорить о том, что достигнут пик покупательской способности российского населения. И в случае дальнейшего увеличения цен россияне будут вынуждены менять структуру потребления в сторону более простых продуктов или меньшего потребления традиционного меню.
Ценовые колебания
Одни эксперты связывают это с крайне высокой дифференциацией по доходам: разрыв между 10% самых бедных и 10% самых богатых россиян превышает 16 раз, тогда как в европейских странах этот показатель – всего 9 раз. В итоге те 10% населения России, которые признаны самыми бедными, тратят на продукты питания 50% семейного бюджета (в городской местности) и 55% (в сельской). Между тем в США у бедных семей такие траты составляют 30%, а в Великобритании – 25%.
Анатолий Вакуленко отмечает, что у высокой продовольственной инфляции в стране много причин. «Во-первых, продовольствие дорожает на мировом рынке, а мы за последние 20 лет стали очень зависимы от внешних поставок по большинству позиций. Если СССР в свои последние годы импортировал около центнера кормового зерна на человека, но при этом около 95% своих потребностей в мясе покрывал за счет собственного производства, то сейчас мы являемся крупными экспортерами зерна, но наша зависимость от мясного импорта составляет около 30%, а по отдельным позициям превышает 50%, – подчеркнул эксперт. – Есть и другие причины. В частности, высокие транспортные издержки производителей и ритейлеров, обусловленные низким уровнем развития инфраструктуры и ростом цен на энергоносители.
В прошлом году значительное воздействие на рост продовольственных цен оказали погодные факторы и особенно ажиотажное обсуждение ожидаемого роста цен, провоцировавшее население закупать продовольствие впрок».
Директор Средне-Волжского филиала X5 Retail Group Владимир Рыжков обратил внимание на статистику прошлого года. «Рост цен на продовольственные товары в России составил 13,7%, в то время как в сетях Х5 цены выросли только на 8,7%. С начала 2011 года, по информации министерства экономического развития РФ, потребительские цены выросли на 5%. Больше всего по сравнению с прошлым годом подорожали сахар-песок (на 20%), подсолнечное масло (на 36%), картофель (в 1,7 раза), гречневая крупа (в 3,5 раза), – отметил Рыжков. – Среди причин – и прошлогодняя засуха, и рост тарифов ЖКХ и цен на энергоносители, и спекуляции со стороны производителей и поставщиков. Весь прошлый год мы вели и продолжаем вести сейчас жесткие переговоры с поставщиками, которые пытаются необоснованно поднимать закупочные цены, и соглашаемся только с увеличением, вызванным объективными причинами».
Впрочем, по наблюдениям Владимира Рыжкова, в последние месяцы ситуация
выравнивается: «Мы наблюдаем снижение темпов роста и даже сезонное снижение цен на ряд товаров, например, только за июнь цены на яйца упали на 10%, на гречку в Самарской области цены также стали ниже почти на 3%, новый урожай и увеличение объемов производства уже в ближайшее время позитивно будут сказываться на стоимости куриного мяса, молока и хлеба».
Дефицита не будет
Директор гипермаркета «АШАН Самара» Дмитрий Герасимов считает, что рост цен на овощи и фрукты был наиболее значительным, что было вызвано ситуацией с запретом овощей из Европы. Запрет на импорт всех овощей из стран Евросоюза Россия ввела 2 июня, после того как в Европе получила серьезное распространение инфекция, связанная с кишечной палочкой. По данным на 30 июня, из-за нее погибли более 50 человек, общее же число пострадавших превысило четыре тысячи. Ситуация постепенно выравнивается. Так, на днях в Роспотребнадзоре сообщили, что планируется разрешить экспорт в Россию овощей из 8 стран Евросоюза. Но продукция из 15 государств пока останется под запретом.
Впрочем, как отмечают эксперты и ритейлеры, к серьезному дефициту овощей и фруктов эта ситуация не привела. «Действительно, как только был наложен запрет на ввоз овощей из Европы, мы наблюдали небольшой дефицит, так как заказы уже были осуществлены. При этом стоит отметить, что местные поставщики не готовы восполнить нехватку овощей из Европы, так как в нашем регионе этот сегмент развит пока довольно слабо. Однако сейчас мы смогли выстроить заказы и расширить наши отношения с поставщиками таким образом, что дефицита нам удалось избежать. Будем надеяться, что в скорейшем времени ситуация наладится», – подчеркнул Дмитрий Герасимов.
Владимир Рыжков заявил, что запрет на ввоз овощей из Европы совершенно не повлиял на уровень цен в магазинах сетей X5 Retail Group. «Конечно, в первые дни запрета мы ощущали небольшой дефицит товара (все-таки доля европейских овощей у нас составляла около 20%), но смогли быстро найти замену, не уступающую продукции из ЕС ни в качестве, ни в цене. В настоящее время запрет на поставки из многих стран Европы снят, продолжает действовать запрет, в частности, на продукцию из Польши, но мы осуществляем жесткий контроль и пресекаем все попытки поставщиков вывести на наши прилавки запрещенные продукты», – добавил Рыжков.
По мнению Анатолия Вакуленко, в силу сезонного фактора и поставок из других регионов значительного воздействия на рост продовольственных цен ограничения на импорт овощной продукции из Европы не окажут. «Если же запрет продержится до конца осени, а особенно зимой, то рост цен может стать заметным. Однако в свете приближения выборов власти на такой шаг, вероятно, не пойдут, да и поводов для таких мер нет», – считает аналитик.
Также Вакуленко полагает, что хотя в ближайшие месяцы возможна краткосрочная сезонная дефляция, по итогам текущего года рост цен на продовольствие может превысить 10%. Особенно вырастут в цене отдельные продукты питания. «В свете прошлогоднего неурожая картофеля до нового урожая картофель может несколько подорожать. Также возможен определенный рост цен на хлебобулочные изделия и муку из-за снятия запрета на экспорт зерновых, но в свете близости нового урожая он не успеет сказаться значительно», – заключил эксперт.
Анатолий Вакуленко, аналитик ИХ «ФИНАМ»:
- Зависимость российского рынка от импорта овощей и фруктов велика – особенно в течение ноября-мая. Конкурировать с импортом из стран с гораздо лучшими климатическими условиями российским производителям в этих сегментах трудно. При этом любые попытки поддержать внутреннего производителя заградительными мерами приводят к росту внутренних цен. Зависимость от импорта сказывается еще и в том, что в моменты ослабления рубля к доллару и евро продовольственные цены на внутреннем рынке пропорционально растут.