Состоялось заседание комиссии при президенте по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ. Вынесены конкретные предложения о мерах по улучшению проведения единого госэкзамена. В частности, предложено проводить ЕГЭ в независимых центрах, а к экзаменационному баллу прибавлять средний аттестационный балл за пять последних школьных лет.
Экзамен усложнят
В начале июля в Общественной палате РФ по развитию образования прошел круглый стол по ЕГЭ. Общей тональностью совещания стала тревога по поводу потери доверия к процедурам ЕГЭ. Оказалось, что все недостатки связаны по большому счету не с самой формой экзамена, а, так сказать, с его «инфраструктурой». Тогда же был разработан ряд поправок, которые специалисты направили в комиссию при президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ.
Предложения о том, «как нам обустроить ЕГЭ», стали итогом долгой дискуссии педагогов, ученых и журналистов и легли в основу поправок, представленных ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым в докладе на заседании комиссии, состоявшемся вчера. То, что в организации ЕГЭ надо что-то менять, отлично доказали многочисленные жалобы, громкие случаи выкладывания решенных заданий в Интернет и скандал с «липовыми» школьниками-студентами на экзамене по математике в Москве.
Честно и справедливо
В связи с этим было предложено, во-первых, проводить экзамены не в “родных” школах, а на базе независимых центров. Исключения только для труднодоступных территорий. Во-вторых, в обязательном порядке вести видеонаблюдение всех этапов проведения ЕГЭ и обработки данных. Чтобы ученику неповадно было даже пытаться пронести мобильник и воспользоваться им, а педагогу - подтасовать результаты или и вовсе решить задание за выпускника, надо обеспечить видеозапись всех процедур ЕГЭ, организовать видеотрансляцию на сайтах региональных департаментов образования, установить в пунктах приема экзаменов «глушилки» сигнала сотовой сети. Закрепить за всеми, кто участвует в проведении экзаменов и проверке результатов, особый статус «должностного лица». Иначе с юридической точки зрения предъявлять им обвинения в чем-либо бессмысленно. В Уголовном кодексе России отдельной статьей надо предусмотреть ряд составов преступления в сфере ЕГЭ: умышленное искажение результатов, нарушение порядка проведения ЕГЭ, в том числе сбор денежных средств за участие в экзамене, ответственность за распространение контрольно-измерительных материалов. Позиция общественных наблюдателей на ЕГЭ также должна быть прописана четко. Сегодня их присутствие в аудиториях во время экзамена - не закон, а лишь рекомендация.
Для обеспечения открытости процедуры ЕГЭ эксперты предлагают устанавливать минимальный порог баллов по каждому предмету до начала экзаменов и определять точные сроки проверки работ и способы представления результатов школьникам.
Кроме того, предлагается разделить экзамен на два уровня: общеобразовательный и профильный. Чтобы избежать возможности покупки высоких баллов по ЕГЭ, члены комиссии предложили вернуться к существовавшей в СССР практике и начать учитывать средний балл аттестата за последние пять классов школы наравне с результатами ЕГЭ. Причем авторы предложений уточняют: вес аттестационного балла в общей оценке абитуриента должен составлять 20-25%.
Минобрнауки сдает ЕГЭ
После всех нарушений, зафиксированных во время сдачи ЕГЭ в этом году, члены президентской комиссии единственным выходом посчитали лишение Минобрнауки и Рособрнадзора контроля над системой сдачи ЕГЭ. Организацией экзаменационной кампании займутся специально созданные аттестационные агентства. Проверка знаний школьников должна быть независимой от образовательных ведомств, у которых «есть соблазн получше оценить самих себя». Любовь Духанина, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, считает, что должна быть открытая база экспертов, проверяющих работы, а также необходимо отменить сертификат ЕГЭ на бумажном носителе и ввести мораторий на снижение результата экзамена вследствие апелляции.
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ:
- Учитывая аттестационный балл, мы отсекаем те явно нереальные ситуации, когда школьный троечник оказывается владельцем 90 баллов. Кроме того, это будет противостоять тенденции ухода в экстернат, когда старшеклассники фактически бросают школу и занимаются с репетиторами.
Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования:
- У ЕГЭ огромное количество минусов. Но считать его главным виновником того, что в России снижается уровень знаний, - это смешно. Проблема в том, что сегодняшние школьники теряют мотивацию к знаниям.
Виктор Садовничий, ректор МГУ имени Ломоносова
- ЕГЭ не может быть окончательным паспортом ученика. Если выпускник, нервничая, написал математику на 80 баллов, а в так называемом портфолио указано, что он несколько лет побеждал на математических олимпиадах, ему можно добавить еще 10 баллов».