В поезде, следовавшем из Адлера в Красноярск, скончался 15-летний школьник из Самары. В дороге у Артема Г. произошел тепловой удар, спровоцировавший остановку сердца. Сотрудники транспортной прокуратуры пришли к выводу, что температура в вагоне, где находился мальчик, не соответствовала установленным нормам. По словам экспертов, на данный момент ситуация в некоторых поездах складывается таким образом, что пассажирам необходимо самим следить за состоянием своего здоровья в дальних поездках.
Практически каждый самарец хотя бы раз в жизни ездил на юг России в плацкартном вагоне поезда. Предстоящий отдых уже не кажется таким радостным после того, как два дня приходится трястись в душном купе. Ведь далеко не в каждом вагоне есть такое благо цивилизации, как кондиционер. Да и никто из отпускников не задумывается о том, какую опасность для здоровья могут иногда представлять подобные поездки. Наверное, и родители 15-летнего самарца Артема Г. не предполагали, что путешествие на юг в летние каникулы обернется для их семьи трагедией.
Мальчик умер в поезде от теплового удара. К сожалению, ему не успели вовремя оказать медицинскую помощь. Более того, тело подростка около пяти часов лежало на полу плацкартного вагона.
В распоряжение редакции 63.ru попало письмо жительницы Самары Софии Ислеевой, которая стала очевидцем трагедии. По ее словам, картина произошедшего выглядела так. 7 июля Артем вместе с другом и его родителями ехал на поезде под №128 Адлер-Красноярск в Самару. Температура за окном в тот день доходила до сорока градусов. В вагоне стояла невыносимая духота. Кондиционер отсутствовал. Примерно в 7:30 утра Артему стало плохо. У мальчика закружилась голова и он потерял сознание. Подросток упал с сиденья. К нему подбежали напуганные пассажиры. Среди отдыхающих оказались те, кто имел медицинское образование. Люди пытались оказать Артему помощь. Мальчику делали искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Но это не возымело никакого эффекта.
«После получаса безуспешных попыток мальчика оставили лежать на полу, накрыли простыней, – вспоминает София Ислеева. – Кто-то из пассажиров плакал, кто-то молился. Большинство людей спали – не было еще и восьми утра. Все пребывали в каком-то ступоре, в том числе и проводники, на которых покрикивали пассажиры и давали им указания».
По словам Софии Ислеевой, проводники были в полной растерянности и не смогли оказать мальчику первую помощь. Кроме того, как утверждает свидетельница трагедии, в вагоне не оказалось аптечки. У сотрудников поезда не было даже валидола и нашатырного спирта.
«В вагоне не было медицинских работников и никаких препаратов, – говорит женщина. – До ближайшей станции было далеко, а вокруг – только бескрайние поля. Было понятно, что мальчику уже нельзя помочь».
Через некоторое время поезд остановился на станции Гнилоаксайской. Уже туда подъехала машина скорой помощи. Медики констатировали смерть Артема. Но тело не стали забирать из вагона. Оказалось, что на станции отсутствуют эксперты-криминалисты, которые смогут осмотреть место происшествия. Тело мальчика продолжило путь вместе с остальными отдыхающими до Волгограда. Когда поезд прибыл в город на Волге, его уже встречали сотрудники скорой помощи и милиции. Со времени смерти мальчика и до этого момента прошло около пяти часов. Пассажиров 19 вагона попросили перейти в соседние вагоны для того, чтобы дезинфицировать помещение в котором произошла трагедия. Но в этот момент поезд тронулся, и на перроне началась давка. В итоге люди кое-как все-таки смогли вернуться в вагон. Отец друга Артема остался с телом мальчика на станции Волгоград до выяснения всех обстоятельств трагедии.
В этот же день Астраханский следственный отдел на транспорте начал проверку по факту ЧП. Судмедэксперты констатировали, что смерть мальчика наступила от теплового удара. «По факту происшествия уголовное дело возбуждено не будет, – сообщил 63.ru cтарший следователь Астраханского СО на транспорте Южного СУ на транспорте СК РФ Сергей Максаев. – Так как смерть мальчика не криминального характера».
В то же время следователь отметил, что транспортная прокуратура региона планировала внести представление на имя руководителей компании-перевозчика по факту того, что температура в вагонах не соответствует требованиям для перевозки людей. По словам правоохранителей, температура в поезде летом иногда поднимается до 50 градусов.
«Присутствие медика в поездах не предусмотрено по нормативным документам, – сообщил господин Максаев. – Проблема в том, что в вагоне отсутствовал кондиционер».
По словам Софии Ислеевой, погибшего мальчика можно было бы спасти. «Мне кажется, он бы не умер, если бы его перенесли в прохладное помещение, – высказалась София Ислеева. – Но, к сожалению, никто этого не предпринял. В туристических поездках компании получают огромную прибыль. Но почему-то не задумываются о безопасности своих пассажиров».
В Волгоградской транспортной прокуратуре пояснили, что данный поезд принадлежит ОАО «Федеральная пассажирская компания», которое отделилось от ОАО «РЖД» и является самостоятельным предприятием. «Кроме того, формировался состав в Красноярске, поэтому проверкой данного происшествия и проверкой соблюдения правил пассажирских перевозок в данном случае будут заниматься там», – заявили в надзорном ведомстве.
На момент подготовки материала комментарий пассажирской компании получить не удалось.
По мнению медиков, есть специальные правила перевозок людей в железнодорожных вагонах. В них прописано, какая должна быть температура во время поездки. «Существует постановление главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко от 16 апреля 2010 года, – рассказала 63.ru главный врач Самарского центра медицинской профилактики Наталья Воекова. – На основании этих правил температура в вагоне не должна превышать 27 градусов».
Наталья Воекова советует, что при поездке в поезде в жару ни в коем случае нельзя допускать обезвоживания организма. Для того чтобы избежать перегрева стоит смачивать ткань холодной водой и прикладывать к телу. Признаки теплового удара распознать легко. Его основные симптомы – слабость, тошнота, бледность кожи.