С 1 сентября все первоклашки начнут учиться по новым федеральным государственным общеобразовательным стандартам, главной целью которых является всестороннее развитие личности ребенка. Стандартом прописано тесное взаимодействие воспитания и образования: интеграция урочной и внеурочной деятельности. Результаты проведенного в 22 школах губернии эксперимента показывают, что больше всего сложностей у педколлективов вызывает именно организация дополнительных бесплатных занятий с детьми.
Личностные компетенции
«Все понимают, что прежние стандарты не соответствуют современным реалиям и не гарантируют успешность личности», - отмечает заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир Классен. Как подчеркнула на конференции работников образования замдиректора Самарского дворца детского и юношеского творчества, старший преподаватель городского ЦРО Светлана Апасова, современный ребенок отличается тем, что растет в цифровой среде, а значит, и обучение его должно строиться соответствующе. Согласно положению ФГОС, обучение предполагает не только и не столько изучение материалов учебника, а использование современной электронной техники и проверку на практике.
«Все должно подкрепляться деятельностью самого учащегося: чтобы он посредством проектной, творческой и иной деятельности познавал мир, - поясняют прошедшие переподготовку и обучение преподаватели школ области. - Теперь вместо традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков вводятся универсальные учебные действия - «умение учиться и самостоятельно развиваться», что должен выработать учитель в учениках в ходе совместной с ними деятельности, с учетом личностного подхода к каждому учащемуся». Завучи по воспитательной работе отмечают, что в школу официально возвращается воспитание и творческое развитие личности в виде прописанной в стандарте внеурочной деятельности.
Творческое обучение
Согласно ФГОС, содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе школы и отвечать задачам общего образования. Стандартом в дополнение к основной нагрузке предусмотрено 10 бесплатных часов внеурочной деятельности в неделю на каждого учащегося. Но, как уточнил Владимир Классен, в связи с измененниями СанПиНа, по которым добавился третий обязательный час физкультуры и два часа динамических пауз, на внеурочную деятельность остается 7 часов в неделю.
Проведенный в течение года эксперимент по России и в 22 школах Самарской губернии показывает, что этого вполне достаточно для развития творческого потенциала ребенка. «Внеурочная деятельность организуется по таким направлениям, как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное», - цитируют учителя положения ФГОС.
«А формирует внеурочную деятельность каждая школа согласно своим возможностям с учетом пожеланий учащихся и родителей, - поясняет замдиректора по воспитательной работе СОШ №1 г. Нефтегорск Наталья Гуськова. - При разработке программы мы задействовали все указанные стандартом направления с учетом того, что занятия должны проводиться в самой разнообразной форме: игры, экскурсии, секции, круглые столы, научные общества, соревнования».
Занятость во благо
Во время годового эксперимента по введению ФГОС психологами проводился мониторинг уровня развития детей в пилотных классах. Директор «Регионального социопсихологического центра» Татьяна Клюева отметила, что ребята быстро адаптировались к требованиям нового стандарта, у них в процессе обучения начали формироваться лидерские качества, объективная оценка окружающих и происходящего, осознание своей уникальности.
«Меня радует, что сынуля, которого раньше мало что интересовало и удержать на месте было сложно, теперь с удовольствием занимается рисованием, фотографирует и даже начал приобщать нас к шахматам», - делится мама теперь уже второклассника одной из экспериментальных школ Юлия Маслова.
Большинство родителей рады, что не нужно платить за дополнительное образование и можно не задумываться, в какой кружок отдать свое чадо. «Наши детки стали более разумные, ответственные и гуманные, - приходят к общему мнению в процессе разговора родители экспериментального класса СОШ №72. - В некоторых вопросах они рассуждают прагматично и перспективно, что не каждому взрослому свойственно».
Говоря о нагрузке на ребенка, родители отмечают, что «правильно организованная, пусть и обильная, нагрузка лучше сказывается на здоровье и развитии растущего организма, чем непродуманное времяпрепровождение». Причем, по словам специалистов Минобрнауки Самарской области, занятия рекомендовано проводить во вторую половину дня, и их посещение необязательно: ребенок может заниматься другой деятельностью по усмотрению родителей.
Экспериментальный опыт
Как отмечает главный специалист управления проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области Юлия Пряхина, больше всего вопросов по работе в рамках новых стандартов у сотрудников учебных заведений вызывает организация внеурочной деятельности. Наиболее безболезненно внедрение в учебный процесс дополнительных занятий прошло в тех школах области, где изначально велась работа по дополнительному образованию и обучение проводится в одну смену. В переполненных же школах с организацией внеурочной деятельности были особые проблемы.
«Где и как вести дополнительные занятия, когда вторая смена занята, как быть с ребятами, которые «на подвозе», и не имеют возможности сходить домой после основных уроков?» - ставит вопросы замдиректора по воспитательной работе Шигонской СОШ №1 Лариса Гришина. Большинство педагогов, которым предстоит столкнуться с новыми стандартами с 1 сентября, интересуются, как можно подстроиться под желания и интересы всех детей и родителей, а также кто будет проводить мониторинги и контролировать личностное развитие детей, если в штате большинства школ нет единицы психолога.
На что Татьяна Клюева ответила: «Можно задействовать психологов специальных центров, а силами педколлектива любой школы вполне под силу полноценно реализовать внеурочную деятельность — было бы желание и творческий подход».
Работа на результат
Лариса Гришина рассказала об опыте своей школы: «В начале эксперимента учителя начальных классов с удовольствием взялись за разработку и ведение внеурочных занятий, но к концу года отказались, ссылаясь на огромную нагрузку, низкую доплату (не как учителю, а как работнику допобразования) и низкую посещаемость, так как в силу необязательности внеурочной деятельности многие ребята не ходят на допзанятия: кого во вторую смену родители приводить не могут, а весь день первоклашек в школе держать нельзя из-за необходимости по СанПиНу дневного сна и невозможности его организации, а у некоторых другие интересы».
Как отмечают педагоги, это влечет за собой еще одну проблему — нецелевое использование средств. «Мы не заставляем ребят посещать все занятия, - делится опытом замдиректора по воспитательной работе СОШ №45 Ольга Романова, - но стараемся сделать их наиболее интересными, так, чтобы у детей и родителей была личная заинтересованность, для чего можно привлекать сеть дополнительного образования и различных партнеров».
«Учителям однозначно нелегко, - понимающе отмечает замминистра образования и науки Самарской области Владимир Классен. - Им приходится переучиваться: уже прошли обучение 99% учителей начальных классов, завучей и половина директоров. Будем сами учиться и учить наших детей. На 36,5% увеличен норматив на одного учащегося. Возникающие проблемы решаемы, и вместе нам удастся преодолеть их на благо будущего нас и наших детей».
Владимир Классен, замминистра образования и науки Самарской области:
- ФГОС — это природосообразный стандарт, соответствующий природным задаткам наших детей. Обученный по новым стандартам человек должен отличаться тем, что он умеет сам ставить задачи, искать пути их решения и полученные знания использовать в меняющейся обстановке: уметь реагировать на внешний мир, а не просто использовать готовые знания.
Татьяна Клюева, директор ГОУ ДПО «Региональный психологосоциальный центр»:
- Для того, чтобы заинтересовать родителей и учащихся во внеурочной деятельности, следует предложить им в рамках этих бесплатных часов что-то необычное, чего нет в допобразовании, например психологические предметы. И когда родители будут понимать уникальность этой возможности, отпадут многие проблемы и сложности.